Нам есть чем гордиться
– Аркадий Соломонович, представляя Ассоциацию документальной электросвязи, вы стояли у истоков Координационного центра, были среди первых учредителей. Расскажите, пожалуйста, как принималось решение о создании Координационного центра, и почему была выбрана именно такая форма: автономной некоммерческой организации?
– Интернет стал неотъемлемой частью современной жизни, и сегодня нам есть чем гордиться. Огромная роль в достижениях российского интернета принадлежит нашему Координационному центру! Не сомневаюсь, что впереди – новые свершения, новые победы и, главное, новые возможности для того, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами этих современных технологий.
На заре становления интернета в России появилась группа инициаторов, поставившая перед собою задачу обеспечить взаимодействие российского сегмента с международной сетью. Подобная интеграция уже была общепринятой мировой практикой и имела определенные стандарты. Шаги в этом направлении привели к образованию Координационного центра, а Ассоциация документальной электросвязи, принимавшая участие в обсуждениях с самого начала, вошла в состав его учредителей. Для нас это была большая честь, и тогда все казалось идеальным.
Создание центра было своевременным: ждать было нельзя, наступило время обеспечивать развитие российского сегмента интернета.
– Создание центра было своевременным: ждать было нельзя, наступило время обеспечивать развитие российского сегмента интернета. Был выбран формат автономной некоммерческой организации, который можно описать такими словами: «Спасибо учредителям за проделанную работу, а дальше Координационный центр на 99% будет функционировать без вашего участия». Это сейчас, с учетом наработанного опыта, я не думаю, что подобное отчуждение от учредителей – лучший путь, но в тот момент это казалось вполне достойным и подходящим решением.
– Был избран совет, совмещавший две функции: он был и высшим, и экспертным органом. Собственно, он и сейчас остается экспертным органом, но уже с другими полномочиями?
– Все верно, и никаких сомнений не было, пока не изменилось законодательство. Оно предоставило учредителям больше возможностей участвовать в деятельности той автономной некоммерческой организации, которую они создали. Но все это – трудности роста, хотя, быть может, уже не все помнят, как болезненно проходили эти изменения.
– Вы говорите про 2015 год?
– Да. Тогда звучало, что якобы развернулась целая кампания с целью захватить Координационный центр, тогда как речь шла о возвращении тех, кто его учредил. Дискуссии на эту тему показали, что в той структуре было не все в порядке. И я рад, что в итоге было принято решение, более жизненное для российского интернета. Его жизненность в первую очередь подтверждается тем, что сегодня Координационный центр – это абсолютно открытая демократичная структура. Более того: сегодняшний Координационный центр, с моей точки зрения – это образец мирового масштаба. Это модель общественно-государственного управления в явном виде, провозглашенном во всех документах, с открытым участием бизнеса и государства без каких-либо условностей и недомолвок.
Я уверен, что та структура, которая создана у нас в стране, может послужить примером для всего мира. Возможно, мы мало рассказываем о том, что из себя представляет сегодняшний Координационный центр – мы больше говорим о его достижениях и о его вкладе в российского сегмент. Но как раз эти достижения и стали следствием открытой, четкой и ясной структуры управления. Некоторые любят говорить, что «интернетом никто не управляет», а я считаю грамотное управление нормальным.
Сегодняшний Координационный центр – это образец мирового масштаба. Это модель общественно-государственного управления в явном виде, провозглашенном во всех документах, с открытым участием бизнеса и государства без каких-либо условностей и недомолвок.
– Говоря, что интернетом никто не управляет, люди имеют в виду, что это просто набор каких-то общих для всех правил?
– Казалось бы, интернет сам по себе – но это, конечно, очень условно, особенно с учетом того, что сегодня интернет сильно отличается от того, каким он был 20 лет назад. Тогда он не имел такого влияния на деятельность органов государственной власти, бизнеса, да и на жизнь абсолютно каждого человека. Но когда встает вопрос о необходимости обеспечивать безопасность граждан – это уже не дело бизнеса: это входит в сферу ответственности государства. Координационный центр в его сегодняшней структуре уникален еще и тем, как принимаются решения. На общем собрании учредителей представлены высшие органы управления, и ответственные решения принимаются единогласно. Я не знаю других примеров такой слаженной работы, и это говорит о том, что все учредители внимательно слушают и стараются понять друг друга. Поэтому структура, к которой мы пришли, является идеальной, и ею можно гордиться: ее открытостью, признанием и эффективностью.
– Устав, изменения и порядок принятия решений рассматривались в 2015 году. Отстаивая тогда консенсусный порядок, вы опирались на собственный опыт работы в Международном союзе электросвязи и говорили о том, что на мировой арене такой механизм хорошо себя зарекомендовал.
– Да, мы показали пример подхода, который используется в МСЭ – одном из ведущих институтов Организации Объединенных Наций. Я много лет возглавлял исследовательскую комиссию по информационной безопасности, и я считаю, что этот принцип единогласия – признак огромного уважения всех членов МСЭ друг к другу. Вместо того, чтобы заручиться поддержкой как можно большего числа стран, нужно работать на то, чтобы как можно меньше было против. И этот принцип в полной мере характеризует сегодняшнюю деятельность Координационного центра.
– Получается интересный подход: во многом это дипломатия.
– Координационный центр – это структура международного уровня. У нас могут оставаться вопросы к тому, как она устроена. Даже если мы с чем-то не согласны, мы понимаем, что менять эти условия мы можем только изнутри, доказывая на собственных примерах и показывая, что у нас есть более эффективные предложения. Я считаю, что нынешний общественно-государственный статус Координационного центра должен сохраняться. Более того: его нужно укреплять, потому что он является залогом доверия к тому, как будет функционировать российский сегмент интернета. И мы очень рады констатировать, что регуляторы поддерживают этот статус и делают все для того, чтобы его укрепить.
– Расскажите, пожалуйста, о совместной работе Координационного центра и государства подробнее.
– Сегодня мы понимаем, что интернет может управляться и регулироваться только с помощью объединения усилий и компетенций нескольких сторон: государства, общества и бизнеса. При этом регулирование отношений – это нормативная среда и абсолютная прерогатива государства. Вопросы регулирования технологических, организационных и процедурных аспектов в большей мере лежат на плечах бизнеса, но и здесь государство вносит вклад в те направления, которые связаны с безопасностью, техническим регулированием и принятием технических стандартов. По этой же схеме работает МСЭ: орган стандартизации, где нормы, и в первую очередь в сфере безопасности, принимаются совместным решением государства, регулятора и бизнеса. Авторитет таких решений неимоверно выше, а стандарты – стабильнее.
Кто-то может сказать, что эти стандарты сложнее принимать. В организациях, работающих по иным схемам, примут сто стандартов, пока МСЭ одобрит один. Однако эти скоропалительные решения могут быть ненадежными, чего в сфере информационной безопасности допускать нельзя.
Добавлю, что стандарты – не только в сфере безопасности, но и в любой другой – не могут противоречить нормативно-правовым актам. А это значит, что и здесь не обойтись без важной роли государства.
Интернет может управляться и регулироваться только с помощью объединения усилий и компетенций нескольких сторон: государства, общества и бизнеса.
— В июне 2020 года Российская Федерация стала одним из учредителей Координационного центра: это функцию от ее имени выполняет Роскомнадзор. Некоторые считают, что с этого момента государство стало плотно влиять на его деятельность. Еще одна версия – роль государства усилилась с ноября 2015 года, когда Минкомсвязь в качестве юрлица вошла в состав учредителей. Но те, кто стояли у истоков, напоминают, что в совете всегда был представитель отраслевого министерства с правом вето. Получается, что Координационный центр никогда не оставался в стороне от государства. Как вы считаете, это хорошо, плохо или просто данность?
– Говоря о том, как работает Координационный центр и как устроен российский сегмент сети интернет – да, государство всегда играло определенную роль в том, какие решения принимались, и каким образом это делалось. Но то, как это устроено сегодня – по моему мнению, это лучшая из возможных форма, и она заслуживает широкого международного распространения. Когда где-то говорят «а вот мы работаем без государства» – на самом деле это далеко не всегда так. Мы знаем, что в целом ряде случаев государство участвует, но это влияние скрывается, и это очень плохо. А где-то, быть может, действительно, работают без участия государства, но это тоже очень плохо, потому что это не соответствует значению интернета в современном мире. А вот так, как устроено у нас – это очень правильно.
– Аркадий Соломонович, в завершение нашей беседы: ваши поздравления и пожелания сотрудникам Координационного центра и всем пользователям Рунета.
– Я думаю, что хотя многое сделано и нам, безусловно, есть чем гордиться – очень приятно думать, что у нас остается много целей. Один умный человек говорил: «Я очень завидую тем, кто еще не прочитал много книг: у него столько интересного впереди». А интернет – это тоже большая книга, которую еще предстоит читать; читать и находить новое. Он постоянно развивается и будет развиваться. И технологически, и организационно, и нравственно, и с точки зрения нормативно-правовых задач.
Координационный центр – это своеобразная площадка сотрудничества для всех, кто понимает роль и значение развития российского сегмента интернета для нашей страны.
– В первую очередь мне хотелось бы пожелать, чтобы в части технологического развития наш Координационный центр продолжал усиливать свою роль и свое значение, чтобы он был центром компетенции и техническим регулятором в сфере функционирования и развития российского сегмента. Я думаю, что Координационный центр – это своеобразная площадка сотрудничества для всех, кто понимает роль и значение развития российского сегмента интернета для нашей страны, его взаимодействия с международной сетью и с обеспечением его безопасности в ходе этого взаимодействия. Уверен, что впереди у Координационного центра большие и важные задачи, а мы со своей стороны в качестве учредителей будем всячески поддерживать эту деятельность. Мы гордимся тем, что сегодня представляет собою Координационный центр, и мы желаем, чтобы этот авторитет и то доверие, которое он уже завоевал, только возрастали.