Передовица №21, ноябрь 2024

Цифровые валюты в России: что нам принёс 2024 год.

Виктор Достов

Аннотация:

Цифровые валюты – одна из наиболее технологически сложных и быстро развивающихся компонент финансового сектора. Россия давно входит в число технологических лидеров данного направления и занимает одно из первых мест в мире по числу пользователей, но при этом отстаёт в части законодательного регулирования. Эту ситуацию были призваны исправить законодательные новации 2024 года. Они в значительной мере ввели в правовое поле феномены криптовалют, DeFi, майнинга, однако многие из этих мер, по мнению отрасли, выглядят половинчато. В статье мы обсуждаем феномен цифровых валют, подходы к регулированию и необходимые шаги по развитию законодательства.

Начать разговор о цифровых валютах в России стоит с общего взгляда на это явление. Формального определения для цифровых валют пока не существует, и ситуация постоянно усложняется. Ещё 10 лет назад финансовая система делилась на привычные категории: традиционный банкинг, безналичные деньги, электронные платежи. В этой системе отдельно существовал биткоин, который считался криптовалютой.
Сегодня мир цифровых валют стал намного сложнее. Во-первых, после появления биткоина возникло множество новых криптовалют и финансовых инструментов, таких как смарт-контракты — короткие программы, позволяющие осуществлять различные операции с цифровыми активами, которые хранятся в системе. Комбинация распределённых платёжных инструментов и смарт-контрактов получила название децентрализованных финансов (DeFi, от decentralized finance) и невероятно активно развивается во всём мире. Эта технология открывает беспрецедентные возможности для умных платежей и инвестиций, позволяя создавать изощрённые инструменты для управления финансами, удивительно гибкие, функциональные и устойчивые. Параллельно с частными DeFi на рынок вышли децентрализованные государственные продукты, такие как цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ, CBDC) и цифровые финансовые активы (ЦФА). Эти продукты активно используют технологии и идеологию DeFi, совмещая их с жёстким государственным регулированием. Например ЦФА, описанные в 259-ФЗ [1], представляют собой, по сути, систему размещения и оборота аналогов ценных бумаг, которые в DeFi происходят неконтролируемо (в виде ICO, депозитных токенов и так далее), а в случае ЦФА полностью находятся под государственным контролем и лицензированием. Цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ), рассмотренные ниже, являются, по сути, эмитируемым государством аналогом гарантированных стейблкоинов DeFi. Государственные распределённые проекты получили массовое распространение (хотя и находятся, в большинстве своем, на ранних стадиях). По состоянию на 2024 год более 100 проектов цифровых валют центральных банков находятся в стадии разработки по всему миру. Примером ЦВЦБ является цифровой рубль, широкое внедрение которого начнется в 2025 году.
Кроме того, децентрализованные финансы стали активно взаимодействовать с традиционными деньгами. Развиваются гибридные продукты, которые существуют на стыке государственных (фиатных) денег и мира распределённых технологий. Большинство из них стали как формально, так и неформально относить к цифровым валютам, хотя раньше этот термин использовался для описания других финансовых явлений, например, виртуальных денег.
Ярким примером гибридных продуктов являются упомянутые выше стейблкоины — токены, живущие в распределённом реестре, но привязанные к фиатным валютам (например, один токен равен одному рублю или доллару). Также существуют токенизированные банковские безналичные деньги, которые, с одной стороны, хранятся на счетах в банках, а с другой — могут перемещаться в виде токенов по распределённым реестрам. Появление новых сложных категорий цифровых финансовых активов, таких как токенизированные акции, создало мост между рынком ценных бумаг и распределёнными финансами.
В России к виртуальным валютам принято формально относить криптовалюты — негосударственные платёжные инструменты, работающие на основе технологии распределённых реестров (блокчейна). Криптовалюты можно разделить на традиционные и гибридные. Одна из самых известных традиционных криптовалют — биткоин, для которого характерен плавающий курс и постоянная денежная эмиссия, правила которой определяются встроенным алгоритмом.
Общая капитализация рынка виртуальных валют постоянно растёт – на 2024 год она превысила 2,5 триллиона долларов, что заметно больше суммарного объёма денег в российском рубле и приближается к показателям английского фунта.
Россия является активным участником рынка цифровых валют. Оборот криптовалюты в России занимает значительную долю в мировом объёме: в 2023 он был равен приблизительно 214 миллиардам долларов, что составляет около 9% от мирового оборота. Общий объем зарезервированных активов (TLV) в децентрализованных финансовых протоколах (DeFi) в России превысил 4 миллиарда долларов, что свидетельствует о растущей заинтересованности в этой технологии. Российские компании активно разрабатывают решения на основе распределённых технологий, выходя на международные рынки. Сообщество TON Foundation, созданное на базе блокчейна Telegram, привлекло более 1 миллиарда долларов инвестиций и миллионы пользователей. Однако в области регулирования цифровых валют Россия значительно отстаёт не только от развитых стран, но и от большинства стран бывшего СССР, например, Казахстана и Киргизии.
Отчасти у этого есть объективная причина. Регулирование цифровых валют — это сложная задача, связанная с особенностями виртуальных активов. Государственные финансовые институты привыкли контролировать эмиссию ценных бумаг через регулирование фондового рынка, а эмиссию денег – через центральные банки, которые регулируют выпуск наличных и безналичных средств. Однако в мире цифровых валют эмиссия определяется жёсткими алгоритмами, и этот процесс не подчиняется традиционным методам регулирования.
В классической модели регулирования всегда есть финансовые институты — банки, платёжные системы, микрофинансовые организации. Государственные органы могут устанавливать для них правила и, при необходимости, закрывать их, лишая лицензии. Однако в системе цифровых валют такой вертикали нет: это децентрализованные структуры, в которых информация хранится на компьютерах пользователей, и никто не может просто так «прийти и закрыть» оператора.
Ещё одной важной особенностью является анонимность пользователей. В традиционной банковской системе клиент обязан предъявить документы для открытия счёта. В мире цифровых валют открыть кошелёк может любой человек без необходимости предоставлять какие-либо данные о себе.
Поначалу государства пытались полностью запретить криптовалюты. Однако вскоре стало ясно, что запреты неэффективны и приводят к тому, что страна начинает отставать от мирового финансового рынка. Кроме того, технологии контроля за цифровыми валютами начали развиваться, что позволило создать более эффективные концепции регулирования.
В результате, на сегодня в большинстве стран криптовалюты имеют определённый законный статус. В Европе или Центральной Азии криптовалюты регулируются, а их использование допускается для определённых операций. В России же долгое время единственным законом, регулирующим обращение цифровых валют, был федеральный закон № 259 [1], который содержит, в основном, запреты на использование. Например, он запрещает использовать криптовалюту для оплаты товаров и услуг. Но это лишь малая часть необходимого регулирования всей экосистемы цифровых финансовых активов.
На практике 259-ФЗ оставлял открытыми много вопросов. Было, например, неясно, могут ли банки обслуживать криптовалютные компании, могут ли юридические лица держать криптовалюты на балансе и как это показывать в бухгалтерии. Формально исходный закон это не запрещает, но остаются подзаконные акты и рекомендации, которые сводят такую возможность к нулю. Однако есть и позитивные моменты: судебная практика постепенно формируется, и уже понятно, как передавать криптовалюты по наследству или включать их в конкурсную массу.

Таким образом, цифровые валюты — это новый и сложный феномен, который быстро развивается и требует особого подхода со стороны государств, включая Россию. Важно, чтобы регуляторы учитывали специфику этих активов и развивали гибкие методы контроля, такой подход позволит не отставать от мировых тенденций и поддерживать конкурентоспособность страны на международном финансовом рынке.
В 2024 году Россия приняла несколько важных поправок и законов, которые кардинально изменили подход к регулированию криптовалют и майнинга на территории страны. Эти законодательные инициативы направлены на упорядочение использования цифровых валют и технологий блокчейна, а также на контроль и поддержку индустрии майнинга, которая на момент принятия законов играла значительную роль в экономике страны, особенно в некоторых регионах.
Существенные поправки [2-3] в 259-ФЗ и другие законы были приняты в январе 2024 года и включали несколько ключевых уточнений. Одним из значимых нововведений стало упрощение декларирования цифровых валют для физических и юридических лиц. Ранее существовали сложности в отчётности по криптовалютам, что вызывало у бизнеса и граждан трудности в налоговой сфере. Закон упростил процесс, позволив пользователям декларировать свои цифровые активы через специальный электронный сервис, интегрированный с Федеральной налоговой службой (ФНС). При этом владельцы криптовалют получили возможность вносить данные о своих активах без предоставления большого количества документов. Также произошла частичная легализация платежей в виртуальных валютах.
Кроме того, закон разрешил использование криптовалют при оплате в некоторых секторах экономики, правда, с жёсткими ограничениями. В частности, использование криптовалют было разрешено для международных сделок, что открывает новые возможности для российских компаний, занимающихся экспортом и импортом. Однако внутри страны использование криптовалют для расчётов ограничено определенными высокотехнологичными категориями бизнеса. Сама форма закона – экспериментальный правовой режим (ЭПР) – предполагает закрытый круг участников, утверждаемый государственными органами, и не создает свободной конкуренции на рынке.
Закон 2024 года также ввёл обязательную идентификацию пользователей при работе с цифровыми валютами для институциональных операторов. Это требование распространяется на все криптобиржи и другие платформы, предоставляющие услуги по купле-продаже криптовалют. Платформы обязаны идентифицировать своих клиентов по оговорённым процедурам идентификации, что аналогично банковским процессам. Это нововведение должно помочь бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также облегчить налоговое администрирование в сфере криптовалют.
Важным событием стала легализация майнинга. Майнингом называется деятельность участников распредёленного реестра по его поддержке и обслуживанию и получение вознаграждения за эту деятельность. Это крайне энергозатратный вид бизнеса — примерно половина нынешней стоимости биткоина определена ценой электричества, которое тратят майнеры на включение его в распределённый реестр. Поэтому майнинг — это важная индустрия для России, особенно для регионов с избыточной энергетической мощностью. В 2023 году Россия занимала третье место по мощности майнинговых ферм, уступая только США и Казахстану. Некоторые регионы, такие как Иркутская область, стали важными центрами майнинга благодаря дешёвой электроэнергии. Крупные российские игроки заявляют весьма значительные финансовые показатели. Компания Intelion Data Systems достигла выручки в 2,27 миллиарда рублей, что является приростом более чем на 120% по сравнению с предыдущим годом. В то же время Promminer получила 1,42 миллиарда рублей, а Sibmain отчиталась о выручке в 1,25 миллиарда рублей.
До принятия закона майнинг находился в серой зоне: он не был запрещён, но и не регулировался должным образом. Новый закон легализовал майнинг, установив чёткие правила для компаний и частных лиц, занимающихся этим видом деятельности. В частности, майнеры обязаны зарегистрироваться в государственном реестре и получать лицензии на майнинг. Для этого им необходимо соответствовать определённым критериям, таким как использование лицензированной энергетической инфраструктуры и соблюдение экологических стандартов.
Одна из ключевых частей закона — введение налога на майнинг. Майнеры обязаны платить налог с доходов, полученных от добычи криптовалют. При этом закон допускает прогрессивную шкалу налогообложения, в зависимости от объёмов добычи и размера предприятия. Частные майнеры, работающие на небольших установках, облагаются минимальным налогом, в то время как крупные майнинговые фермы заплатят значительно больше. Введение налога должно увеличить поступления в бюджет и сделать индустрию более прозрачной.
С введением более чёткого регулирования криптовалют и майнинга Россия стремится увеличить свою долю на мировом рынке цифровых активов и активнее использовать их для платежей. Возможность легального использования криптовалют в международных расчётах открывает новые перспективы для экспортёров и компаний, работающих с иностранными партнёрами. В условиях санкций и ограничений доступ к криптовалютам может стать важным инструментом для поддержания международной торговли.
Новый закон также уточнил различия между децентрализованными и централизованными цифровыми валютами, что позволило разграничить правовые рамки для криптовалют и цифрового рубля, который в 2024 году был введён в обращение.
Цифровой рубль стал ключевым приоритетом Центрального банка России в 2024 году. Он представляет собой централизованную государственную цифровую валюту, основанную на технологии распределённых реестров, выпускаемую ЦБ и контролируемую государственными органами. По сути, это обязательства ЦБ, номинированные в рублях и размещённые в государственном распределённом реестре. Введение цифрового рубля было направлено на создание более прозрачной и контролируемой системы электронных платежей, а также на расширение доступа граждан к банковским услугам в удалённых регионах. Цифровой рубль как государственная цифровая валюта находится под полным контролем Центробанка России и подчиняется строгому государственному регулированию. В то же время децентрализованные криптовалюты, такие как биткоин и эфириум, остаются в более гибкой правовой среде, хотя и подлежат обязательной идентификации и декларированию. Эти различия важны, так как цифровой рубль рассматривается как часть официальной денежной системы, а криптовалюты — как активы, не являющиеся законным средством платежа внутри страны. В настоящее время пилотный проект по развитию цифрового рубля расширяется, в 2025 году в нем будет участвовать около 10 тысяч тестеров, 15 банков и около 1000 торговых точек. Соответственно, был принят ряд законов, юридически описывающих статус цифрового рубля и случаи его принудительного внедрения в торговые точки и банки [4].
Несмотря на эти важные изменения в законодательстве, остаются определённые вызовы и риски, связанные с регулированием цифровых валют в России.
Использование концепции ограниченного экспериментально-правового режима сужает круг потенциальных участников и ограничивает развитие внутреннего рынка.
До конца не урегулирован вопрос о том, могут ли юридические лица держать криптовалюты на своих балансах и как их учитывать в бухгалтерии. Эти пробелы в правовом поле могут создавать трудности для бизнеса и инвесторов.
Некоторые аналитики предсказывают негативное влияние новаций на традиционные финансовые институты. Расширение использования криптовалют и цифрового рубля может оказать влияние на традиционные банки и платёжные системы. Банковская система будет вынуждена адаптироваться к новым условиям и внедрять технологии, связанные с блокчейном и цифровыми валютами, чтобы не терять конкурентоспособность.
Не все аспекты регулирования криптобирж урегулированы. Например, нет чёткого механизма лицензирования таких платформ и нет описания процедуры контроля за их деятельностью. В результате многие биржи с российскими корнями либо работают вне правового поля, либо ищут зарубежные юрисдикции, что снижает прозрачность их деятельности, а также ограничивает доступ российских граждан к легальным криптовалютным сервисам.
Россия, несмотря на принятие новых законов, по-прежнему отстаёт в интеграции своих правил с международными стандартами. Международная практика регулирования криптовалют развивается быстро, и в большинстве стран уже сформировались более зрелые правовые режимы. Это затрудняет сотрудничество с иностранными криптовалютными компаниями и биржами и ограничивает возможности выхода российских компаний на международные рынки. Важно разработать механизмы, которые позволят юридически корректно взаимодействовать с зарубежными криптовалютными экосистемами.
Децентрализованные финансовые системы (DeFi) и умные контракты, которые активно используются в криптовалютном мире, практически не упоминаются в российских законах. В то время как эти технологии активно развиваются и набирают популярность, законодательство не предоставляет чётких правил их использования и не регламентирует возможные риски, связанные с ними. Это создаёт правовой вакуум, который может привести к правовой неопределённости в случае возникновения конфликтов или необходимости урегулирования споров, связанных с использованием смарт-контрактов.
Подводя итоги, можно сказать, что Россия сделала важный шаг на пути легализации и развития децентрализованных финансовых технологий. Однако при современной динамике развития этого рынка данный шаг недостаточен и рынок надеется на дальнейшее развитие этого законодательства.

Список литературы.
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Поправки по майнингу: Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Поправки по ЭПР: Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Поправки по цифровому рублю: Федеральный закон № 339‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон № 340‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Об авторе.
Профессор Виктор Леонидович Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, один из самых авторитетных практиков, аналитиков и консультантов в области цифровых финансов. Виктор Достов – автор многочисленных публикаций по данной теме и ведущий профессионального Telegram-канала «Записки на рукавах».