Формирование альтернативной международной платёжной инфраструктуры
Аннотация
В статье проводится анализ платформенных решений для осуществления международных расчётов, инициированных Банком России в условиях фрагментации глобальной финансовой системы, основанной на системе SWIFT. Подчёркивается, что все эти решения – система СПФС, платформы ЦФА и цифрового рубля, – базирующиеся на фиатном рубле и централизованные по сути, практически исключают возможность их интеграции с аналогичными национальными системами не по технологическим причинам, а из-за отсутствия «доверия» между сторонами.
Авторами предлагается отойти от идеи сопряжения централизованных национальных платформ и реализовать «доверительную среду» между участниками международных расчётов на основе децентрализованной сети блокчейна биткоин. На базе этой информационной инфраструктуры платёжного решения международных платежей должен быть сформирован пул финансовых инструментов (обеспеченных денег), использующих ресурсные токены (стейблкоины), обеспеченные высоколиквидными биржевыми товарами и доверием, в противовес национальным фиатным валютам. Остальные ключевые элементы финансовой инфраструктуры (криптобиржи, банки, страховые фирмы…) должны будут функционировать в отдельном финансовом контуре, изолированном от системы SWIFT, контролируемой со стороны США.
Россию вытеснили с традиционных рынков капитала и лишили доступа к информационной инфраструктуре для международных платежей, что вынудило её искать альтернативные пути для совершения трансграничных расчётов. Российский бизнес сравнительно быстро освоил различные схемы обхода санкций, такие как бартер, перестановки через платёжных агентов и платежи в криптовалюте. Однако попытки Банка России, главного финансового регулятора страны, решить эту проблему на системном уровне пока не привели к значительному прогрессу. С одной стороны, Центральный банк понимает необходимость использования новейших финансовых технологий, но с другой — опасается потери централизованного контроля над движением децентрализованных активов, что приводит к нерешительности в регулировании криптовалют, классическому «шаг вперед, два назад».
В условиях фрагментации некогда глобальной международной платёжной системы, основанной на всеобщем доверии участников, проблемы создания альтернативной информационной инфраструктуры трансграничных платежей, базирующейся на национальных стандартах, без единого оператора (типа SWIFT), носят скорее концептуальный, чем технологический характер. Не хватает ясного представления о том, как различные инициативы должны интегрироваться, какой должна быть новая информационная и финансовая инфраструктура, а также, как она должна функционировать и взаимодействовать с традиционными финансовыми институтами и инструментами.
В этих обстоятельствах ряд стран инициировали международные проекты, которые обеспечивают целостность и работоспособность финансовой инфраструктуры этих стран и могут быть предложены зарубежным партнёрам в качестве системы трансграничных расчетов.
Система передачи финансовых сообщений (СПФС), отечественный аналог международной системы передачи информации и совершения платежей SWIFT, была разработана в ответ на усиление санкционного давления на экономику страны, что значительно ускорило её создание в 2014 году. Основанная на традиционной централизованной архитектуре, за 10 лет своего существования российская СПФС объединила более 550 банков из 20 стран [1].
Ещё раньше Иран столкнулся с аналогичной ситуацией и в 2013 году разработал собственную систему SEPAM (System for Electronic Payments Messaging), которая сейчас включает девять стран-участниц [2].
Китай, несмотря на значительную интеграцию своей финансовой инфраструктуры с системой SWIFT, в 2015 году запустил CIPS (Cross-border Interbank Payment System). Эта система обеспечивает клиринг и расчёты, способствуя глобальному использованию китайской валюты в трансграничных расчётах. На сегодняшний день она охватывает более 4700 банковских учреждений в 184 странах и регионах мира [3].
Индия запустила свою национальную систему структурированных финансовых сообщений SFMS (Structured Financial Messaging System) еще в 2001 году. Это модульное программное обеспечение с поддержкой Интернета и гибкой архитектурой, облегчающей как централизованное, так и распределённое развёртывание. Благодаря своей модульности и интеграции с Индийской финансовой сетью (INFINET), эта система имеет хорошие шансы потеснить SWIFT, особенно среди стран глобального большинства и Глобального Юга. Однако индийские банки воздержались от интеграции с СПФС Банка России из опасений, что это может быть воспринято как попытка обойти санкции США против российских банков [4].
Увеличение числа таких систем, с одной стороны, должно способствовать развитию рынка. Однако, с другой стороны, это неизбежно приведёт к росту издержек для компаний, которые будут вынуждены работать в нескольких сетях. Им станет сложнее взаимозаменять транзакции и поддерживать ликвидность в каждой сети. Поэтому борьба за доминирование той или иной платёжной системы может привести к замене SWIFT на ещё более централизованную систему регулирования.
Именно по этой причине доля национальных информационных систем в мировом платёжном балансе, по разным оценкам, не превышает 2-3% [5]. Даже платежи в юанях, включая операции с Гонконгом, в большинстве случаев проходят через систему SWIFT, а не через китайскую CIPS [6].
Несмотря на значительные технологические сложности интеграции национальных систем передачи финансовых сообщений, такие как фрагментированность форматов данных, отсутствие согласованных платёжных стандартов и различия в подходах к комплаенсу и безопасности, сохраняется основная проблема — централизованный контроль и управление. По сути, решение о том, подключать ли российскую СПФС к другим национальным системам, принимается в США, что изолирует вполне конкурентную российскую систему в рамках границ Российской Федерации и ближайших союзников.
Цифровые финансовые активы (ЦФА). Движение в сторону цифровизации финансов и создание отечественной инфраструктуры для обращения цифровых финансовых активов (ЦФА) на основе платформенных решений российских компаний привели к формированию Банком России двух реестров: операторов информационных систем (на сегодня их 11) и операторов обмена ЦФА (2).
Несмотря на значительный рост эмиссии ЦФА в 2024 году, более 98% всех выпусков представляют собой обычные денежные требования, которые во многом похожи на банковские депозиты, ориентированные в основном на внутренний рынок и мало интересные внешним инвесторам. Определённые перспективы выхода российских ЦФА на зарубежные рынки связывают с Законом о майнинге цифровых валют, об иностранных ЦФА в России и о российских ЦФА за рубежом [7].
Этот закон упрощает использование российских цифровых активов на международном уровне, разрешая их оборот на иностранных платформах. Для этого вводится понятие «иностранного номинального держателя ЦФА». В эту категорию попадают платформы для торговли криптовалютами, а также сервисы для хранения цифровых активов и управления ими.
Также закон позволяет иностранным ЦФА обращаться в России. Допуск к обращению разрешён на площадках российских операторов по выпуску ЦФА при условии квалификации российским оператором таких иностранных активов.
Банк России обладает полномочиями устанавливать специфические особенности учёта и обращения ЦФА, а также определять требования и запреты на признание иностранных цифровых прав.
Время покажет, сможет ли новый закон сделать российский рынок цифровых финансовых активов более привлекательным для иностранных инвесторов и откроет ли он возможность использовать ЦФА, эмитированные в России, в международных расчётах.
Цифровая валюта центрального банка CBDС (Central bank digital currency) – цифровой аналог национальных фиатных валют, которые эмитируются, регулируются и гарантируются центробанками (ЦБ). CBDС, несмотря на то, что используют в своей основе технологии распределённых реестров, представляют собой своеобразный ответ центральных банков внешним угрозам, связанным со стремительным развитием финтеха, особенно в области децентрализованных финансов – DeFi. По сути, это высшая форма централизации денежного обращения, обеспечивающая финансовым регуляторам тотальный контроль и абсолютную власть над движением этой формы национальной валюты.
Однако эта власть перекладывает на ЦБ и все технологические риски, в первую очередь, в области информационной безопасности и конфиденциальности, за которые так или иначе будут расплачиваться налогоплательщики. Единая точка отказа в значительной степени увеличивает риски кибератак, повышая уязвимость CBDC со всеми вытекающими последствиями.
Тем не менее, использование национальных CBDC в трансграничных расчётах в случае решения технологических вопросов сопряжения позволило бы исключить необходимость использования корсчетов в банках США за счёт выстраивания прямых P2P-платежей между организациями.
В настоящее время наиболее активно развиваются три цифровых валюты: китайский цифровой юань (e-CNY), гонконгский цифровой доллар (e-HKD) и российский цифровой рубль. Если цифровой рубль ещё находится в стадии тестирования и в массовый оборот начнёт поступать не ранее июля 2025 года, то объём транзакций с цифровым юанем в 2024 году уже достиг 986 миллиардов долларов [8].
Решение технологической совместимости CBDC, реализованное в проекте моста платежной системы, mBridge (Multiple CBDC Bridge), заключается в использовании моноплатформенной модели CBDC с прямым доступом в реальном времени. Это общая техническая инфраструктура, в которой размещено несколько CBDC и которая обеспечивает масштабируемое трансграничное соглашение с несколькими CBDC.
Протокол платформы проекта выстроен на собственном блокчейне mBridge Ledger и предназначен для обеспечения соответствия требованиям законодательства и политики конкретной юрисдикции. Конфиденциальные данные в реестре передаются только по принципу служебной необходимости, так что детали конкретной транзакции известны только участникам транзакции и их центральным банкам [9]. Соответственно, ни одна страна на этой платформе не может ввести какие-либо санкции против другой.
Разработка проекта mBridge началась в 2021 году Банком международных расчётов – БМР (Bank for International Settlements – BIS), «центральным банком для центральных банков», совместно с центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и Объединённых Арабских Эмиратов и достигла стадии минимального жизнеспособного продукта (MVP) в июне 2024 года. Тем не менее, 28 октября этого года руководством BIS обсуждалась возможность закрытия проекта после сообщений о возможности подключения к нему стран-членов БРИКС, находящихся под санкциям США [10].
Как дальше будет развиваться этот проект, останется ли он политически нейтральным или будет использован для создания параллельных, конкурирующих систем, с учетом того, что Китай играет ведущую роль в разработке его программного обеспечения и кода, пока не ясно.
Токены, обеспеченные резервными валютами на публичных блокчейнах (стейблкоины). Ограниченный доступ к CBDC для широкого круга пользователей во многом связан с тем, что национальные центральные банки полностью контролируют транзакции и цифровые кошельки через собственные блокчейны. Они стараются максимально ограничить доступ к своим цифровым валютам для нерезидентов, в частности, с тем, чтобы минимизировать возможность вывода капитала за пределы страны и избежать проблем с конвертацией курса национальной валюты.
Во многом эти ограничения снимаются благодаря решениям частных компаний, которые выпускают токены, обеспеченные долларом США и представленные в виде цифровых прав. Эти компании не создают собственные блокчейны и цифровые кошельки, а используют существующие популярные публичные блокчейны и криптокошельки. Соответственно, приобретать эти токены может практически неограниченный круг пользователей, прошедший процедуру KYC (набор проверок Know Your Customer) на известных криптобиржах, независимо от юрисдикции и с минимальными организационными усилиями. С большим отрывом в этом ряду лидирует стейблкоин USDT компании Tether. Его рыночная доля в 2024 году, несмотря на некоторое падение, составила 74% (рыночная доля ближайшего конкурента, USDC – 12%) [11].
Этот стейблкоин широко используется в международных расчётах, в том числе многими российскими компаниями и частными лицами. Тем не менее, для российских пользователей существуют серьёзные риски полной блокировки этих токенов со стороны компаний-эмитентов даже на их холодных криптокошельках. К настоящему времени Tether заблокировала 1,2 миллиарда USDT, находящихся на 1731 кошельке «чёрного списка» [12]. Несмотря на то, что кошельки этого списка в большинстве случаев использовались в мошеннических схемах, централизованный контроль над стейблкоином противоречит принципам децентрализации, лежащим в основе криптовалют, и может быть использован против любых неугодных персон, в том числе по политическим мотивам.
В сложившейся ситуации использование российским бизнесом токенизированных финансовых инструментов типа USDT, USDC и т.п., находящихся под регулированием США и их союзников, с целью обхода их же санкций, становится всё более рискованным. Даже если сейчас эти активы ещё не блокируются со стороны компаний-эмитентов, то в ближайшей перспективе, по мере усиления антироссийских санкций, этот процесс может стать более чем вероятным.
Во всех рассмотренных проектах попытки главного финансового регулятора Российской Федерации сформировать отдельную централизованную отечественную инфраструктуру, полностью контролируемую Банком России, и встроить её в международную платежную систему для осуществления альтернативных трансграничных расчетов, будь то система СПФС, платформы ЦФА или цифрового рубля, блокируются со стороны таких же западных финансовых регуляторов, полностью контролируемых со стороны США и их союзников.
Очевидно, что в условиях острейшего геополитического кризиса подобная ситуация с внедрением централизованных систем, контролируемых Банком России, на международный уровень будет только усугубляться. Однако решение у этой проблемы есть, и лежит оно в плоскости полностью децентрализованных платформ, полного контроля над которыми нет ни у российских финансовых регуляторов, ни у западных. В первую очередь это биткоин (ВТС), который до сих пор остается эталоном децентрализованных финансов.
В этой связи нужно отдать должное российским майнерам, которые, несмотря на долгий период правовой неопределённости, смогли выйти в лидеры международных добытчиков ВТС. Благодаря им российский сектор крипторынка может получать ВТС напрямую, минуя обращения к зарубежным криптобиржам. Этим ресурсом начинает активно пользоваться российский бизнес для осуществления трансграничных расчётов.
Однако объём добытой майнерами криптовалюты слишком мал для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию доллару и другим резервным валютам в мировой торговле. На сегодня в мире добыто около 19,75 миллионов ВТС, из которых практически не участвуют в обороте (потеряны приватные ключи, или биткоины находятся на длительном хранении) до 7,78 миллиона ВТС [13]. Иными словами, в активном обороте может находиться не более 12 миллионов ВТС, что по текущему курсу составляет около 815 миллиардов долларов. С учётом того, что общий объём мировой торговли в 2023 году составил 30,4 триллиона долларов [14], ВТС в пределе сможет заместить не более 2,7% этой величины.
Значительно более ценным ресурсом, чем монетки ВТС, необходимые больше для мотивации самих майнеров и хранения ценностей, является сама инфраструктура сети ВТС и её функционал, который ещё до конца не реализован в сегменте DeFi-приложений. В частности, благодаря российским майнерам поддерживается децентрализованный характер блокчейна биткоин и невозможность манипулирования со стороны доминирующего игрока, каким сегодня являются США, сосредоточившие около 26,6% мирового хешрейта [15]. Доля России, занимающей второе место по объёму мирового хешрейта, составляет 14-17% и растёт опережающими темпами [16]. Соответственно, риск «атаки 51%» для сети биткоина практически исключён [17].
Следует особо отметить, что Ethereum, вторая по популярности криптовалюта – в значительной степени благодаря широкому распространению протокола ERC20, используемого в смарт-контрактах, – после перехода на алгоритм консенсуса PoS (Proof-of-Stake) перестал отвечать базовому принципу криптовалют – децентрализации, обеспечивающей, в первую очередь, независимость от внешнего регулирования и политического манипулирования.
Смена алгоритма майнинга в 2022 году привела к переходу функций обеспечения безопасности сети и эмиссии монет от майнеров к валидаторам, которые начали массово использовать для запуска нод централизованные облачные сервисы. Растущий уровень контроля Ethereum со стороны централизованных платформ взывает беспокойство уже не только со стороны криптосообщества, но и у сооснователя сети Виталика Бутерина [18]. По мнению многих экспертов, такое положение делает блокчейн второй по капитализации криптовалюты уязвимым для централизованной точки отказа [19].
Итак, ключевая информационная сеть, на основе которой будет построена альтернативная международная платежная инфраструктура, уже создана и успешно функционирует, несмотря на неоднозначное отношение к ней со стороны российских финансовых регуляторов. Речь идёт о блокчейне ВТС.
Важно отметить, что благодаря усилиям российских майнеров, эта сеть уже почти на 17% «отечественная» – принадлежит отечественным разработчикам. Это означает, что применение санкций к нашей или любой другой стране, использующей эту информационную сеть, становится практически невозможным.
Интерес к блокчейну биткоин стал стремительно расти буквально в последнее время с появлением новых проектов, направленных на расширение функционала и улучшение доступности ВТС, не изменяя при этом его основного программного кода. К ним относятся смарт-контракты, децентрализованные финансовые протоколы (DeFi), аналоги NFT и многое другое [20].
Использование программного слоя Omni Layer, протоколов Nostr и Lightning позволяет сформировать верхнеуровневую инфраструктуру платёжных каналов и шлюзов без добавления транзакции в блокчейн, сохраняя при этом безопасность и неизменность блокчейна и повышая эффективность финансовых инструментов:
- минимизация комиссии и увеличение скорости транзакций;
- ограничение возможности внешнего цензурирования транзакций и их блокировки;
- открывает новые возможности для децентрализованных приложений и сервисов.
Проект Ordinals, позволяющий выпускать токены на базе блокчейна биткоина, и экспериментальный стандарт BRC20 (2023 год), а также Runеs обусловили взлёт популярности и активности в развитии инфраструктуры DeFi экосистем на базе ВТС [21].
Благодаря этим технологическим инновациям, связанным с решениями второго уровня L2 (Lightning Network) – общие среды смарт-контрактов, построенные поверх сети ВТС, – появилась возможность формирования платёжной инфраструктуры, обеспечивающей доверие и равноправие между участниками финансовых транзакций, и при этом обеспечивается невозможность доминирования, а тем более наложения санкций какой-либо стороной.
В качестве основных финансовых инструментов в этой сети могли бы выступить ресурсные токены, обеспеченные высоколиквидными биржевыми ресурсами (ископаемые, минеральные, сельскохозяйственные…), по совокупному объёму которых Россия занимает лидирующие позиции в мире. По сути, речь идет о формировании пула неэмиссионных обеспеченных денег, обладающих внутренней ценностью и ценовой устойчивостью, не привязанных ни к одной резервной валюте и лишённых инфляционных рисков фиатных валют.
Оборот таких активов возможен в выделенном контуре, изолированно от традиционной национальной валюты – рубля, чтобы не допустить ускорения инфляционных процессов [23]. Аналоги ресурсных токенов могут использоваться как во внутреннем инвестиционном контуре страны, так и для торговли на международных рынках.
Для полноценного оборота этих платёжных инструментов и сопряжения с традиционной финансовой инфраструктурой необходимо наличие лояльных проекту криптобирж. С учётом жесточайших западных санкций, любая зарубежная биржа, решившая залистить эти токены, неизбежно подпадет под действие вторичных санкций. Поэтому для создания полноценной платёжной экосистемы необходимо планировать формирование обменных площадок и криптобирж, изолированных от традиционной платёжной инфраструктуры, использующей SWIFT и другие контролируемые западными регуляторами системы.
И если банков, попавших под западные санкции, уже немало, то действительно независимые от регуляторов США криптобиржи и другие финансовые учреждения, обслуживающие централизованные шлюзы между реальными и цифровыми (токенизированными) активами, а также децентрализованные площадки и сервисы ещё придётся формировать.
Иными словами, речь может идти об инициации со стороны РФ становления обособленной финансовой инфраструктуры, обслуживающей оборот обеспеченных цифровых денег, участвующих в трансграничных расчётах, на базе децентрализованной сети блокчейна ВТС. В формировании подобного финансового контура в первую очередь заинтересованы страны, так или иначе уже «изолированные» от международных финансовых институтов и инструментов – Россия, Иран, Венесуэла, условно Китай и т.д., а также множество неприсоединившихся стран «Глобального Юга».
Список литературы:
1. Чернышова Е. «ЕС ввел санкции против российского аналога SWIFT. Что важно знать». [Электронный ресурс]//РБК. – URL: https://www.rbc.ru/finances/24/06/2024/667934579a79470dd2abf53d (24.06.2024)
2. Азиатский клиринговый союз [Электронный ресурс]//ВикипедиЯ – URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Азиатский_клиринговый_союз#Система_SEPAM (15.01.2024)
3. CIPS Cross-Border Interbank Payment System [Электронный ресурс]//Home – URL: https://www.cips.com.cn/en/2024-08/01/article_2024080115043180408.html (дата обращения 01.11.2024)
4. Тихомиров В. «Индийские банки не поддерживают идею интеграцию Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России с её индийским аналогом SFMS, внутренней системой передачи финансовой информации и совершения платежей, поскольку это может быть истолковано как попытка обойти санкции США на российские банки». [Электронный ресурс]//Лигабанков – URL: https://ligabankov.ru/lo/indiyskie-banki-ne-podderzhivayut-ideyu-integraciyu-sistemy-peredachi-finansovyh-soobscheniy-spfs-banka-rossii-s-ee-indiyskim-analogom-sfms-vnutrenney-sistemoy-peredachi-finansovoy-informacii-i-sovers (12.08.2022)
5. Осадченко М. «Какая доля мировых платежей может идти в обход SWIFT?» [Электронный ресурс]// Дзен – URL: https://dzen.ru/a/ZaOdf4r0BxRn1WKl (14.01.2024)
6. Рязанцев А. «Как и зачем мы сделали базу данных по банковским переводам в Китай и Гонконг, до которой не дошли руки у банков». [Электронный ресурс]// VC.RU – URL: https://vc.ru/marketplace/438576-kak-i-zachem-my-sdelali-bazu-dannyh-po-bankovskim-perevodam-v-kitai-i-gonkong-do-kotoroi-ne-doshli-ruki-u-bankov (08.06.2022)
7. Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482417/ (08.08.2024)
8. Достов В. «Песчаный доллар и другие цифровые валюты». [Электронный ресурс]// Комерсантъ – URL: https://www.kommersant.ru/doc/7219475 (17.10.2024)
9. Маслов А. «Цифровые валюты в международных расчётах: проект mBridge». [Электронный ресурс]// Ассоциация банков России – URL: https://asros.ru/news/opinions/tsifrovye-valyuty-v-mezhdunarodnykh-raschetakh-proekt-mbridge/ (04.06.2024)
10. Parikshit M. As BIS Mulls Shutting Down mBridge, Its Innovation Hub Calls The Project a ‘Public Good’ [Электронный ресурс]// Coindesk – URL: https://www.coindesk.com/policy/2024/10/29/as-bis-mulls-shutting-down-mbridge-its-innovation-hub-calls-the-project-a-public-good/ (29.10.2024)
11. «Tether (USDT) теряет позиции на централизованных биржах, доля рынка упала до 74%». [Электронный ресурс]// Binance Square – URL: https://www.binance.com/ru/square/post/10787423930890 (14.07.2024)
12. «Tether заморозила $28 млн USDT, связанных с азиатской мошеннической схемой». [Электронный ресурс]// ВКонтакте – URL: https://vk.com/wall-122422421_21418 (13.07.2024)
13. Лукин Е. «Сколько всего Биткоинов в мире на сегодняшний день». [Электронный ресурс]// Cripto.ru – URL: https://crypto.ru/skolko-vsego-bitcoin-v-mire/ (10.10.2024)
14. Опубликован годовой отчет ВТО за 2023 г. по объёмам мировой торговли товарами и услугами. [Электронный ресурс]// Агентство внешнеэкономической деятельности – URL: https://eximagency.by/news/opublikovan-godovoj-otchet-vto-za-2023-g-po-obemam-mirovoj-torgovli-tovarami-i-uslugami/ (дата обращения 01.11.2024)
15. U.S.-Listed Bitcoin Miners’ Share of Global Hashrate Reached Record in July: JPMorgan — TradingView News [Электронный ресурс]// Coindesk – URL: https://www.tradingview.com/news/coindesk:379c43c99094b:0-u-s-listed-bitcoin-miners-share-of-global-hashrate-reached-record-in-july-jpmorgan/ (16.07.2024)
16. Рейтинг российских майнинговых компаний 2024 года по выручке и объемам мощности. [Электронный ресурс]// РБК.Крипто – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/664c660b9a794733dfeca36a?from=copy (27.05.2024)
17. Лапушкин А. «Как избежать монополизацию биткоина: все об атаке 51%». [Электронный ресурс]// Maff – URL: https://maff.io/media/chto_takoe_attack_51/ (15.05.2020)
18. Иванов М. «Ethereum на PoS – централизованная система в самом уродливом виде». [Электронный ресурс]// Крипто на vc.ru – URL: https://vc.ru/crypto/476637-ethereum-na-pos-centralizovannaya-sistema-v-samom-urodlivom-vide (05.08.2022)
19. Петров Р. «Год после The Merge: дефляционная Ethereum и проблемы централизации». [Электронный ресурс]// Forklog – URL: https://forklog.com/ (15.09.2023)
20. Забавников Б. «Главные тренды рынка криптовалют 2024 году. Часть 2». [Электронный ресурс]// РБК.Крипто – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/66519fe79a79473546b08b2c (25.05.2024)
21. Олег Cash Coin «Нужно стейкать золото: как майнеры биткоина меняют рынок DeFi». [Электронный ресурс]// Forklog – URL: https://forklog.com/exclusive/nuzhno-bolshe-zolota-kak-majnery-bitkoina-menyayut-rynok-defi (26.06.2024)
22. Прогнозы развития блокчейн-технологий на 2024 год от экспертов Ripple, Coinbase, a16z и Starknet. [Электронный ресурс]// Блокчейн24 – https://www.block-chain24.com/articles/prognozy-razvitiya-blokcheyn-tehnologiy-na-2024-god-ot-ekspertov-ripple-coinbase-a16z-i (31.12.2023)
23. Рябухин С.Н., Минченков М.А., Водянова В.В., Заплетин М.П. «Двухконтурная валютно-финансовая система как инструмент развития национальной экономики Российской Федерации и обеспечения её суверенитета». [Электронный ресурс]// Электронная библиотека КиберЛенинка – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvuhkonturnaya-valyutno-finansovaya-sistema-kak-instrument-razvitiya-natsionalnoy-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii-i-obespecheniya (дата обращения 01.11.2024)
Об авторах:
Григорьев Александр Аркадьевич, к.х.н. РАКИБ, Россия, Санкт-Петербург, chiefdux@yandex.ru
Припачкин Юрий Игоревич, д.т.н., лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, РАКИБ, Россия, Москва, pripachkin@yandex.ru