Интернет. В начале было сообщение…
Глобальная сеть обмена информацией между компьютерами «Интернет», начав свое развитие с 60-х годов прошлого века, стремительно вошла в нашу жизнь. В XXI веке, когда люди постоянно держат перед глазами мощный, подключенный к Сети персональный компьютер-смартфон, её влияние на нашу жизнь стало особенно заметным.
Через Интернет легче донести информацию до людей, чем через классические СМИ. Возможность размещать видеоролики (rutube.ru, vk.ru, dzen.ru) разрушило монополию телевидения на передачу живых выступлений.
«…в умелых и ответственных руках Интернет может быть уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви». (Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 года, http://www.patriarchia.ru.)
Вес православного наполнения в Сети стал огромен: от веб-сайтов приходов сельских храмов, епархий, сайта Московской Патриархии до православных порталов «Азбука веры» и т.д.
Однако Интернет наполнен опасностями и ловушками для человека. Это манипуляция сознанием, пропаганда антисоциального и суицидального поведения, ненависти и дискриминации, антисемейных ценностей, культа потребления, индивидуализма и эгоизма, насилия и агрессии, оккультизма и эзотерики.
Каким будет Интернет, решаем мы с вами, потому что любой человек может выкладывать в Сеть, что захочет. Кто при этом определяет нормы морали и нравственности? Что можно, а что нельзя? Для православных христиан таким критерием является Сам Христос, в котором нет зла, в отличие от человека. Способен ли человек, делясь с людьми различной информацией, самостоятельно определять пользу того или иного сообщения, или ему нужна помощь Бога, Божией Матери или святых, которые могут стать покровителями правды и добра в Интернете?
Важно понимать, что просить в молитве следует не только об успехе дела, но прежде всего о спасении собственной души: пользуешься ли Интернетом или создаёшь и поддерживаешь Сеть.
Святые покровители Интернета
Отметим, что в православной традиции акцент делается на личных отношениях со святыми, которых в Церкви очень много. И хотя официально в православии святых покровителей выбирают редко, и на данный момент святой покровитель Интернета и информационных технологий не установлен, но в наших силах обратиться с прошением в Церковь о получении молитвенного заступника. Далее Церковь решает, возможно это или нет.
А вот те святые, которые могли бы стать молитвенными заступниками для всех, кто связан с информационными технологиями.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский
На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвящённой 10-летию российского Интернета, прозвучало предложение: «Святитель Феофан Затворник должен стать покровителем Рунета».
Святитель Феофан Затворник – русский епископ XIX века, канонизированный за «святость жизни», последние десятилетия которой он провёл в отшельничестве, где непрестанно молился, написал огромное количество трудов и вёл обширную переписку.
Молитву Святитель Феофан Затворник уподоблял телеграфу – первому средству связи с использованием электричества:
«Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат – в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении, в каком там происходит движение. Почему так бывает? Потому, что и аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так, что действие такого телеграфа – то наша молитва».
Дни памяти:
19 января – Преставление;
23 января – День памяти Святителя Феофана, Затворника Вышенского;
23 июня – Собор Рязанских святых;
29 июня – Перенесение мощей;
29 июня (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых;
10 августа – Собор Тамбовских святых;
23 сентября – Собор Липецких святых.
Житие Святителя Феофана, Затворника Вышенского, епископа Тамбовского: https://azbyka.ru/days/sv-feofan-zatvornik
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть», – начинает свое Евангелие Апостол Иоанн Богослов. Иконография являет Апостола с пальцем, прижатым к губам, призывающего к молчанию. При общении в Сети важно ограничить себя, чтобы лучше услышать и понять собеседника.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Находясь в уединении на острове Патмос, Святой Иоанн Богослов продиктовал великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически описывающее события, которые должны произойти в конце времён.
Дни памяти:
21 мая – День памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов;
9 октября – Преставление.
Житие Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: https://azbyka.ru/days/sv-ioann-bogoslov
Преподобный Нестор, Летописец Печерский
Работающим над информационным наполнением Сети можно обращаться с молитвами к Нестору Летописцу.
Преподобный Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года.
Преподобный Нестор – просветитель, который стремился сохранить и передать следующим поколениям знания о Родине, укрепить веру в Бога.
Преподобный Нестор считается духовным наставником людей, жизнь которых связана с информационной деятельностью.
Дни памяти:
16 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов;
11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах;
23 октября – Собор Волынских святых;
9 ноября – День памяти Преподобного Нестора, Летописца Печерского.
Житие Преподобного Нестора, Летописца Печерского: https://azbyka.ru/days/sv-nestor-letopisec
Молитва перед выходом в Интернет
В христианской практике принято молиться перед всяким добрым делом.
В сборнике молитв на сайте «Азбука веры» (https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pered-vyxodom-v-internet.html) приведена «Молитва перед выходом в Интернет»:
Го́споди Бо́же на́ш, Тво́рче не́ба и земли́, созда́вый челове́ка и дарова́вый ему́ ве́дение сокрове́нной прему́дрости, во е́же прославля́ти и́мя Твое́, горе́ и до́лу Ты́ еси́, Твое́ е́сть ночь и Твое́ е́сть де́нь, не утая́тся пред Тобо́ю да́же мимолетные движе́ния мы́сли.
И ны́не молю́ Тя́, от вся́каго греха́ сохрани́ мя́, приступа́ющаго к рабо́те с хитроумным творе́нием ру́к челове́ческих, проникающим во вся́ концы́ земли́.
Огради́ о́чи мои́ и у́м мо́й от вся́ких нечи́стых и блу́дных образо́в, от пусты́х и негодных слове́с.
Укрепи́ во́лю, се́рдце очи́сти, не да́ждь ми́ вотще́ расточа́ти вре́мя жи́зни моея́, и от вся́каго расслабления и уны́ния изба́ви.
Да бу́дут дела́ на́ши во сла́ву Твою́!
Ами́нь.
Отношение к сети Интернет в разных религиях
Католическая церковь приравнивает Интернет к средствам массовой коммуникации и поддерживает его использование для распространения религиозной информации.
По мнению католической церкви, необходимо изучать возможности Интернета для эффективного общения с людьми, особенно с молодёжью. Также сеть Интернет выделяется как инструмент внутренней коммуникации для администрирования и управления.
Однако католическая церковь предупреждает, что в Интернете трудно отделить правдивую информацию от ложной, и даже религиозный опыт недостаточен без реального взаимодействия с другими верующими людьми.
В официальных документах Ватикан в лице папы Иоанна-Павла II призвал католиков не бояться новых технологий.
Следует отметить, что Ватикан располагает собственной автономной системой AS8978 с адресным пространством 193.43.128.0/22, 212.77.0.0/19, 212.77.31.0/24 и подключен к точке обмена трафиком Namex.
В 1999 году покровителем пользователей компьютеров и Интернета для католиков назван Исидор Севильский – Епископ Гиспальский – латинский церковный писатель, богослов, энциклопедист.
Святитель Исидор Севильский также почитается в Греческой Церкви и Православной Церкви в Америке.
День памяти: 4 апреля (Греч., ПЦА).
Биография святителя Исидора Севильского: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilskij/
Источники:
https://dumsk.com/musulmanam/stati/12185-soczialnyie-seti-mozhno-ili-nelzya.html
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/2/vatikan-i-novye-informatsionnye-tekhnologii/
Ислам призывает относиться к Интернету с учётом намерений пользователя Сети.
Если Интернет используется для добрых, благих целей, например, просвещения, творчества, благотворительности, то это не противоречит нормам ислама.
Однако Интернет может использоваться и в неблаговидных целях, например, для распространения идей экстремизма, различных непристойных предложений, распространения информации, оскорбляющей чувства верующих. В таком случае это не соответствует исламу.
Мусульманин должен помнить, что он должен делать только то, что разрешено шариатом, и избегать того, что запрещено.
Духовные лидеры ислама руководствуются правилом, основанным на хадисе (изречении пророка Мухаммеда): «О действии судят по намерению». При хорошем намерении уместны любые современные технологии.
Источники:
www.caravan.kz/news/kak-byt-istinnomu-musulmaninu-kogda-v-tiktok-vysmeivayutkoran-mnenie-kazakhstanskogo-imama-706649/
https://dumsk.com/musulmanam/stati/12185-soczialnyie-seti-mozhno-ili-nelzya.html
Буддисты положительно относятся к использованию Интернета. Далай-лама XIV имеет аккаунты в социальных сетях и выкладывает в них фотографии из путешествий и рассуждения о жизни.
Однако в разных традициях буддизма отношение к Интернету может отличаться:
– Тибетский буддизм ограничивает использование Интернета общинами данной традиции в силу закрытости определённых тантрических учений.
– Дальневосточная традиция делает упор на живой контакт с учителем.
– Южный буддизм, ввиду своих особенностей, заключающихся в приоритете книжного знания, более охотно применяет сетевые технологии.
В целом, буддисты подчёркивают важность осмысленного и осторожного использования Интернета.
Источники:
https://www.dp.ru/a/2016/08/29/Kak_otnosjatsja_k_Internetu
https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-v-sovremennom-mire/kak-primenyat-buddiyskie-printsipy-v-vek-sotsialnyh-setey
https://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-v-internete-vozmozhnosti-i-prepyatstviya
В иудаизме позиции в отношении сети Интернет различаются.
Некоторые ортодоксальные раввины полагают, что Интернет вредит иудаизму. Другие считают, что в целях самообразования пользоваться им допустимо.
Реформистское направление иудаизма допускает обращение в иудаизм заочно, по Интернету. Напротив, ортодоксальные иудеи считают, что подобные шаги не имеют никакой галахической силы, то есть силы законного решения.
Иудаизм занимает согласованную позицию в отношении того, что Интернет нужно процеживать, освобождать от груза пустой, развращающей, душевредной информации. В Израиле даже создают специальный «кошерный Интернет»: приобретая подготовленный компьютер, пользователь получает возможность посещать только те сайты, которые заранее одобрены раввинатом.
Источники:
https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-iudaizma-k-internetu
https://sefercenter.org/rus/publications/campbell2.pdf
https://toldot.com/urava/ask/urava_9109.html
https://judaism.stackexchange.com/questions/8968/is-it-forbidden-to-use-the-internet-on-shabbat
https://cih.ru/vs/116.html
В итоге разные религии сходятся между собой в одном: Интернет требует осторожного, вдумчивого обращения с собой и как мощный инструмент может использоваться для достижения цели, которую каждая религия ставит перед собой.