Технология и искусство №21, ноябрь 2024

Искусство в технологиях. Поэзия Серебряного века в образах, созданных искусственным интеллектом

Анастасия Кузьмина

Аннотация:

Искусственный интеллект разбирается в поэзии, или Как мы создавали корпоративный календарь MSK-IX.


 

На высоте, на снеговой вершине,
я помню дни солнцеворота,
бессмысленный и тусклый свет,
изысканный бродит жираф,
я показал на блюде студня,
кто здесь рылся? Может, гномы.
Запах солнца? Что за вздор!
Отговорила роща золотая.
На реке форелевой, в северной губернии.

Прочитали? Вы тоже остались в некотором недоумении? Перечитайте ещё раз и закройте глаза. Перед вашим внутренним взором вспыхивает калейдоскоп красок, проносится вереница сюжетов, можно даже почувствовать запахи, услышать знакомую мелодию или ощутить лёгкое дуновение ветерка.


Не будем вас томить: все эти строки взяты из стихотворений русских поэтов Серебряного века. Это время рубежа XIX-XX веков, наполненное символизмом с лёгким вкраплением футуристических идей и новой эстетики. Такие поэты, как Сергей Есенин, Борис Пастернак, Владимир Маяковский и многие другие обращались к темам любви, природы и философии, поднимали острые социальные проблемы, пытались переосмыслить противоречивость и сложность жизни того времени.


На живом примере мы убедились, что наше подсознание не видит границы между реальностью и вымыслом. Оно может само выстраивать логические цепочки, догадки и предположения, дополняя реальность и создавая образы чего-то нового исходя из опыта, знаний и окружения человека. На первый взгляд, это очень просто: вот жираф, вот зима, вот солнце, косые скулы океана и игрушечные волки в кустах. Любой взрослый сможет объяснить смысл этих строк даже ребёнку.
А что, если объяснить эти образы и научить их создавать того, кто ещё только учится мыслить и ищет своё место в мире? Того, кто создан человеком и теперь пытается научиться создавать что-то новое? Да, мы сейчас говорим об искусственном интеллекте. Давайте назовём его Аполлинарий в честь Аполлона – бога света и покровителя искусств в древнегреческой мифологии. Интеллект, пускай и созданный человеком в виртуальном пространстве, может стать нашим другом и соратником.
Уже скоро 30 лет как MSK-IX помогает своим клиентам развиваться в технологиях, осознанно смотрит в будущее, предугадывает и создаёт новые тренды развития рынка. Эволюция технологий не происходит сама по себе – это планомерный творческий процесс. Для нашего комьюнити мы уже не первый год ведём один из специальных проектов – корпоративный календарь, и каждый год выбираем новую концепцию выпуска. В прошлом году мы провели эксперимент и подключили к творческому процессу искусственный интеллект. Суть эксперимента состояла в желании узнать и понять, как ИИ видит строки классиков Серебряного века русской поэзии. Так в нашем штате появился Аполлинарий. С хорошим резюме и положительными рекомендациями, а его небольшой опыт в творчестве был компенсирован желанием обучаться и созидать.


Образ нового календаря стал складываться на глазах. Было отобрано 12 произведений поэтов Серебряного века. Аполлинарий схватывал на лету, загружая в себя каждое стихотворение и предлагая яркий образ, который ещё больше погружал нас в созданный поэтами мир. На наших глазах постепенно складывался пазл нового календаря по образам, заложенным в него человеческим воображением.


В ходе проекта мы столкнулись с неожиданными вызовами. Выбрать 12 стихотворений Серебряного века оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось вначале. Этот период отличался невероятным разнообразием стилей и тем, выходящих за рамки канонов классической поэзии. Чтобы сделать осознанный выбор, пришлось глубоко погрузиться в творчество каждого автора, понять всю образность и философию произведений. Многие стихотворения были настолько насыщены метафорами и символами, что даже людям непросто было сразу постичь их смысл, не говоря уже о машине. Искусственный интеллект изначально мыслит прямолинейно и шаблонно. Однако для этого проекта требовался творческий, ассоциативный подход, чтобы уловить всю тонкость и метафоричность стихов. Нашей задачей стало не только самим проникнуться многослойностью образов, но и обучить этому искусственный интеллект, чтобы он смог создавать визуальные интерпретации, передающие дух произведений. Но даже хорошо известные строки, которые в итоге были выбраны для календаря, Аполлинарий поначалу воспринимал буквально, упуская глубокие культурные и исторические контексты, понятные человеку. Проблема заключалась в том, что ИИ не чувствовал скрытые смыслы и атмосферу стихотворений. Что не удивительно, конечно.


Новый коллега не всегда понимал нас, а мы его. Порой доходило до смешного, как будто мы говорили на разных языках. Вместо дождливого Санкт-Петербурга глазами Александра Блока из стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» перед нами возникал город будущего с неоновыми вывесками, а образ бальмонтовского солнечного дня был написан кистью Альфонса Мухи.
Мы стали «учить» Аполлинария, объясняя ему сложные образы, контексты и фразы, которые передавали дух той эпохи. Каждый новый вариант иллюстрации, создаваемый искусственным интеллектом, постепенно становился точнее и глубже, отражая не только текст, но и эмоции, которые вкладывал автор. Это был уникальный диалог между людьми и ИИ: люди предлагали подсказки (так называемые промпты), а Аполлинарий отвечал на языке визуализации. Нашей задачей было научить искусственный интеллект «увидеть» стихи глазами человека. В результате коллаборация трёх эпох – прошлого в виде поэзии Серебряного века, будущего в лице искусственного интеллекта и настоящего через призму восприятия современного человека – превратилась в гармоничный симбиоз. Иллюстрации стали отражать уникальный взгляд ИИ, свободный от культурных наслоений, но одновременно наполненный теми знаниями, которые люди сумели ему передать.


День ото дня мы наблюдали, как Аполлинарий всё больше развивается и понимает нас с первой загруженной строчки. Теперь не нужно было искать замену непонятным словам или объяснять какую-то фразу простым языком. Сами того не замечая, мы научили нового друга не просто понимать, но и создавать по-настоящему прекрасное и неповторимое. Не удивлюсь, если вечерами, когда все покидали офис, Аполлинарий тоже закрывал глаза и при тусклом мерцании офисных ламп путешествовал по миру поэзии.


Бессмертные строки поэтов Серебряного века обрели новый облик в визуальных образах, сгенерированных нейросетью. Предлагаем вам сопоставить собственные ощущения от прочтённых строк с тем, как они были показаны с помощью современных технологий. Пусть увлекательное путешествие начнётся прямо сейчас и погрузит вас в мир прекрасного.


Проект создания нашего календаря, где ИИ интерпретировал поэзию Серебряного века, стал наглядным примером того, как технологии и искусство могут взаимодействовать, обогащая друг друга. Он стал уникальной формой диалога между прошлым, настоящим и частичкой будущего, который в итоге породил не просто календарь, а продукт настоящего симбиоза искусственного интеллекта и человеческого творчества. Своей свежестью и новым взглядом ИИ обогатил классическую поэзию, открыв для нас её новые грани и позволив взглянуть на знакомые строки под другим углом.
Наш эксперимент показал, что искусственный интеллект может стать нашим соавтором, способным создавать нечто новое и уникальное.

Об авторе
Анастасия Кузьмина, менеджер проектов маркетинга, АО «ЦВКС «МСК-IX», a.kuzmina@msk-ix.ru, Россия, г. Москва