Мы идем к Интернету сервисов
— Виктор, расскажите, пожалуйста, с чего в вашей жизни началось то, что можно назвать телекоммуникациями, связью, интернетом?
— С работы в Демосе, который развивал самые начальные услуги, относящиеся к интернету, а именно – электронную почту. Потом это перешло в разного рода новостные рассылки, но все это делалось только на алфавитно-цифровых дисплеях. Тогда и связь еще осуществлялась через модемы, то есть коммуникация только-только начала налаживаться.
В 1994 году был зарегистрирован первый домен .RU, администратором которого был РосНИИРОС. Параллельно организовалась Координационная группа, в которую входили представители разных интернет-провайдеров и других структур, развивающихся вместе с интернетом. И вот тогда обозначились проблемы регистрации доменов в зоне .RU. Раньше не было оформленной системы регистрации, и множество физических лиц регистрировали домены прямо на себя. Потом с этим пришлось долго разбираться. А на то, чтобы Координационная группа переросла к 2001 году в КЦ, ушло около семи лет.
— Вы были в Совете КЦ и даже его председателем на протяжении многих лет. Связаны ли с этим какие-нибудь яркие моменты и проекты?
— Мы обобщили опыт Координационной группы и, по сути, развивали ту инфраструктуру, которая действует и совершенствуется сейчас. Нужно было каким-то образом оформить правила регистрации, правила ведения базы данных, правила передачи, и весь этот массив нормативов был реализован в КЦ. Кроме того, необходимо было создать некую структуру регистрации: КЦ, регистратор, технический центр, единая база, то есть все те элементы, что существуют сегодня. Соответственно, в тот момент активно шла работа с известными сервис-провайдерами. Нам требовалось объединить усилия и отработать взаимодействие; понять, что такое регистрация доменных имен, как она может предоставляться, какие требования важны, чтобы процедура была эффективной и безопасной.
— Оправдал ли себя созданный тогда Институт распределенной регистрации?
— Конечно. Трудно себе представить, что был бы один-единственный регистратор, через которого бы шли все обращения. Поэтому хорошо, что у нас много регистраторов. И хорошо, что их объединяют некие правила, позволяющие свести к минимуму конфликты.
Хорошо, что у нас много регистраторов. И хорошо, что их объединяют некие правила, позволяющие свести к минимуму конфликты.
— 11 лет назад стартовал домен .РФ, а перед тем долгое время шла подготовка тех же правил и интересов. Если смотреть с точки зрения сегодняшнего дня, удачный ли это был проект?
— Он был необходим, потому что очень странно, когда в русскоязычной стране все на латинице, и отсутствуют русскоязычные домены. Перед тем как появился .РФ, ICANN уже имела опыт регистрации доменов на других языках. Нам тоже было разрешено зарегистрировать кириллический домен, и это себя оправдало.
Правда, остается момент, связанный с электронной почтой. Пока почтовые клиенты и серверы не очень хорошо работают с русскоязычными почтовыми именами. Это – проблема текущего периода. Для решения нужно, чтобы и клиентское обеспечение (тот же Microsoft Office), и почтовые сервера поддерживали специальные протоколы по реализации. Мне кажется, это только увеличит привлекательность доменных имен на русском языке, хотя иностранцам, на чьей клавиатуре русский шрифт в принципе отсутствует, работать будет сложнее.
— Что для вас важнее: интернет как сеть сетей или как набор суверенных интернетов?
— В моем представлении набор суверенных интернетов – не лучшая идея: она затрудняет информационный обмен. В нынешние времена это очень важно, поскольку информация способствует развитию. Обмен информацией определяет прогресс в любой стране, а социальная информация позволяет людям лучше понимать друг друга.
В моем представлении набор суверенных интернетов – не лучшая идея: она затрудняет информационный обмен.
— Хочется через 10 лет, в 2031 году, собраться и посмотреть, угадали мы или нет. Итак, каков будет интернет через 10 лет? Чего нам ожидать?
— Очевидно, что мы идем к интернету сервисов. Об этом свидетельствует разработка различных приложений: это разнообразие способов взаимодействия человека и интернета. Будет больше сервисов-помощников: навигаторы, финансовые сервисы – то есть все то, что ускоряет и упрощает нам жизнь. С другой стороны, стоит задача обеспечить должный уровень информационной безопасности. Возникает много проблем с утечкой, с гарантией и надежностью. Пока туда не пришли большие деньги – все более-менее в порядке, но когда они придут – наступит время «Матрицы», когда вы просыпаетесь «никем». У вас нет ничего, все стерлось. Эта проблема – трансграничная; никто не отменял всевозможных атак, технических и технологических неполадок.
Есть еще направление, связанное с интернетом вещей: чем более оно будет популярно, тем сложнее будет обеспечивать безопасность в таком большом облаке. Поэтому я полагаю, что мы увидим картину, где мы находимся внутри сетей и внутри устройств, сильно от них завися.