Просто работать и не останавливаться
— Георгий, расскажите, пожалуйста, как вам удается совмещать работу и с регистраторами доменов, и с пользователями?
— Квинтэссенция деятельности КЦ, его задача – выдерживать баланс между разными направлениями. Это забота об интересах пользователей и администраторов доменов, забота об интересах регистраторов, поддержка их деятельности, помощь в их начинаниях. Далее: нельзя забывать об интересах общественности в целом, а также нужно представлять КЦ как администратора домена верхнего уровня на международном рынке. Поэтому у КЦ такая жизнь: балансировать между несколькими направляющими. Его внутреннюю структуру можно сравнить с матрешкой, устройство такое же. Главное – помнить, что простым людям должно быть весело и приятно пользоваться услугой, а регистраторы должны получать удовлетворение от своей работы: им должно быть удобно.
Главное – помнить, что простым людям должно быть весело и приятно пользоваться услугой, а регистраторы должны получать удовлетворение от своей работы.
— Какие тенденции, на ваш взгляд, характеризовали развитие российского телекоммуникационного рынка в 2001 году, и какие характеризуют сегодня? А что с доменной отраслью? Могли ли вы в 2001 году предположить, что .RU станет одним из ведущих национальных доменов мира?
— Представить себе такое я мог, потому что в принципе уже тогда было понятно, что потенциал у национального российского домена очень высокий, хотя бы в силу численности населения страны. Бурный рост начался 20 лет назад, а перед тем были 90-е годы, когда все только гачиналось. Люди, которые занимались интернетом, выглядели немножко странно, но ближе к нулевым все изменилось, и начался взрывной рост. Если мир переживал этот «бум» раньше, то до нас большая волна дошла как раз к 2001 году, а дальше – как снежный ком.
Тогда казалось, что необходимы изменения для того, чтобы эту волну принять. Нужно было много регистраторов, много клиентов, много людей. Примерно к 2006 году у нас был первый миллион доменов. Дальше этот всплеск не остановился, а только пошел вверх – до пяти миллионов. И лишь потом наступило насыщение количеством доменов, количеством регистраций: видимо, рынок свое получил. В дальнейшем, полагаю, количество доменов будет расти постепенно и плавно.
— Вы стояли у истоков формирования доменного рынка и рынка хостинга, долго были директором хостера Русоникс. Он существует и сейчас, но не является крупным игроком. Был ли шанс у компаний, стоявших у истоков, занять лидирующие позиции – именно у небольших, а не у крупных и отраслевых?
— Если говорить о тех, кто стоял у истоков регистрации доменов, у истоков хостинга в России, то это в основном был частный бизнес. Нередко более крупные компании скупали тех, кто поменьше, договаривались, объединялись на взаимовыгодных условиях: так постепенно и сложился рынок по капиталистическим правилам. Нельзя разделять на большое и маленькое – все едино.
— Что, по вашему мнению, сейчас представляет собой рынок хостинга? Каковы его структура и объем?
— Я с 2009 года работаю в КЦ и покинул хостинговую отрасль. На сегодняшний день хостинг как отдельный бизнес достиг своего насыщения. Людям уже не нужно место под сайты или стойки под серверы: им нужен сервис, готовые решения, с помощью которых непрофессионал может что-то сделать. За десять лет выросло такое понятие, как социальные сети. Тем, кто работает через Инстаграм или Фейсбук, вообще сайт не нужен. Поэтому сегодняшний рынок хостинга – это созревший, выросший, готовый и спокойный рынок.
Сегодняшний рынок хостинга – это созревший, выросший, готовый и спокойный рынок.
— А нужен ли вообще теперь хостинг? Может ли сложиться так, что уже в обозримом будущем рынок хостинга будет поглощен социальными сетями?
— Соцсети не берутся «из ниоткуда», а хостинг-провайдеры – это те компании, которые предоставляют простым пользователям удобные сервисы, позволяют тем существовать, поддерживают их инфраструктурно. Работа хостинг-провайдера достаточно скучная. Есть дата-центр, есть стойки, есть серверы в этих стойках, а на серверах работают операционные системы и разное программное обеспечение, которое как раз и дает возможность социальным сетям работать. Поэтому хостинг превратился в невидимую составляющую всего того, что у нас сейчас представлено.
— Какие проблемы можно считать наиболее серьезными на этом рынке?
— Самая серьезная проблема – это экономическая составляющая. На сегодняшний день быть хостером дорого: электричество дорогое, оборудование дорогое, каналы связи дорогие. Все это должно окупаться, а большая часть денег сосредоточена в других секторах экономики. Поэтому хостингу сейчас достаточно тяжело. Но ему было нелегко всегда – и 20 лет назад тоже. Он живет и работает, как и любой другой бизнес. Если хочется этим заниматься, нужно каждый день, каждую ночь думать о том, как сделать свое дело лучше.
Быть хостером дорого: электричество дорогое, оборудование дорогое, каналы связи дорогие.
— Каких изменений и новшеств, по вашим прогнозам, можно ожидать в скором времени на российском доменном рынке?
— Возможно, сегодня откроется окно по появлению новых доменов верхнего уровня. Может быть, будет небольшой всплеск регистраций на ближайшие год-два, дальше все стабилизируется, будет плавный рост. Сейчас основная задача – улучшать какие-то моменты с оказанием услуг, чтобы пользователям было удобнее, чтобы регламенты были более гармоничными, чтобы они отвечали реалиям в изменяющемся государстве. Я думаю, что общество во всем мире придет к здравому смыслу, а за этим потянется и все остальное.