Сергей Безделов: «Мы за майнинг с цивилизованным лицом»
В сентябре 2023 года в России была создана Ассоциация промышленного майнинга, объединившая крупнейших участников российского рынка промышленного майнинга, которые формируют стандарты работы отрасли, способствуют развитию цифровой экономики России, участвуют как эксперты в законотворческой работе и ведут диалог с регуляторами. О том, что такое промышленный майнинг, как развивается майнинг в России и какие у него перспективы, а также о задачах, которые ставит перед собой Ассоциация промышленного майнинга, мы беседуем с директором Ассоциации Сергеем Александровичем БЕЗДЕЛОВЫМ.
– Сергей Александрович, в августе этого года был принят закон о промышленном майнинге. Как это повлияет на дальнейшее развитие майнинга в России? Что это даёт стране и какие задачи сейчас предстоит решать в первую очередь?
– Восьмого августа 2024 года президент Российской Федерации В.В. Путин подписал федеральный закон о майнинге (№ 221), которым ввёл уже давно существующую отрасль промышленного майнинга в правовое поле государства. Одновременно с этим законом был принят федеральный закон об экспериментальном правовом режиме (№ 222), который позволяет использовать криптовалюту участникам внешнеэкономической деятельности.
Некоторые положения закона:
- Легальное определение майнинга. Майнингом цифровой валюты признаётся деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.
- Регистрация участников. Заниматься майнингом смогут российские юридические лица и индивидуальные предприниматели после включения в реестр Минцифры. Физические лица, не являющиеся предпринимателями, могут майнить без включения в реестр, но они обязаны соблюдать лимиты потребляемой электроэнергии, которые будет устанавливать правительство РФ.
- Запрет на рекламу. Нельзя рекламировать и предлагать неограниченному кругу лиц цифровую валюту, а также товары, работы и услуги для её обращения.
Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает «антиотмывательные» правила для майнинга. Документ обязывает участников рынка вести учёт и отчётность по операциям с цифровыми активами, чтобы минимизировать риски несанкционированного оборота валют и бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путём.
Отдельные положения федерального закона о майнинге вступили в силу только 1 ноября текущего года. Они урегулировали порядок осуществления майнинга в Российской Федерации и определили, что майнинговая деятельность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможна только с момента включения в реестр майнеров.
Вне всякого сомнения, принятие законодательства положительным образом отразится на отрасли, повысит доверие к ней со стороны институциональных инвесторов и широких слоёв населения, поможет структурировать участников майнинга и избавить рынок от недобросовестных игроков.
Введение отрасли в правовое поле даёт такие преимущества, как создание рабочих мест, уплата налогов, обеспечение криптоликвидности для осуществления расчётов в рамках внешнеэкономической деятельности.
Основная цель халвинга — сдерживание инфляции криптовалюты за счёт сокращения эмиссии новых монет. Алгоритмы таких криптовалют, как биткоин, не позволяют печатать бесконечное количество денег. Эмиссия биткоина ограничена 21 миллионом монет, и за счёт механизма халвинга в сети биткоина предложение монет растёт поступательно и заметно уступает темпам роста спроса на них. В первые годы существования биткоина за добытый блок майнеры получали по 50 BTC, после халвинга 2012 года — 25 BTC, с 2016 года — 12,5 BTC, с 2020 года — 6,25 BTC, в 2024 году будут получать 3,125 BTC.
– Эмиссия каждой новой криптомонеты требует всё больших вычислительных мощностей, но из-за санкций возникают проблемы с появлением на нашем рынке современного оборудования. Сможет ли с этой задачей справиться отечественное производство?
– В настоящее время для майнинга криптовалют используется импортное оборудование, общепринятым лидером по его производству является Китай.
Конечно, оборудование необходимо обновлять – к примеру, не так давно в очередной раз увеличилась сложность вычислений в сети Bitcoin, соответственно, нужно более мощное оборудование. Но это не значит, что надо одномоментно менять всю линейку оборудования – всё происходит постепенно. Так как Китай является основным производителем оборудования для майнинга, проблем с поставками в нашу страну нет.
Разумеется, мы обсуждаем внутри ассоциации с нашими членами и лидерами рынка, что нужно постепенно налаживать отечественное производство. Но пока речь идёт лишь об отвёрточной сборке: проблема в отсутствии отечественных чипов, пригодных для майнинга.
– Рассказывая о майнинге, в качестве примера вы практически всегда приводите биткоин и операции с ним. Но есть же множество других криптовалют, тот же эфириум. Почему именно биткоин? Что в нём такого особенного?
– Биткоин это первая криптовалюта и она является флагманом крипторынка. Биткоин занимает от 50% до 60% рынка, на котором представлено примерно 18 тысяч разных криптовалют. И эфириум, который вы упомянули, занимает около 20%.
Также биткоин является первой в мире криптовалютой, которую признали на государственном уровне. В 2021 году в Сальвадоре признали биткоин законным средством платежа, которым можно расплачиваться, платить налоги и осуществлять выплаты субсидий.
– Чем дороже и больше вычислительные мощности, тем ниже рентабельность майнинга. При этом в принятом законе речь идёт, в том числе, и о майнинге физическими лицами. Насколько это реально? И где физлицу взять столько электроэнергии?
– Принятый федеральный закон разрешает осуществлять майнинг цифровой валюты физическим лицам без включения в реестр майнеров, но в пределах норм потребления электрической энергии, которые были установлены 1 ноября правительством РФ.
Так, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1178 установлен лимит энергопотребления при осуществлении цифровой валюты в размере 6000 киловатт-часов в месяц.
Конечно, при осуществлении майнинга физическому лицу лучше осуществлять свою деятельность через оператора майнинговой инфраструктуры. Во-первых, оператором является лицо, включённое в реестр, сведения о котором проверила Федеральная налоговая служба. Во-вторых, у операторов существуют готовые инфраструктурные решения, такие как стабильный Интернет, стабильное энергоснабжение и технические специалисты, которые вовремя перезапускают устройство в случае нарушения в его работе. Как мы знаем, для получения максимальной прибыли от майнинга устройство должно работать 24/7/365.
Если же физическое лицо планирует увеличивать потребление мощности, ему потребуется зарегистрировать ИП или ООО и осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр майнеров.
– А что может помочь увеличить поток инвестиций в промышленный майнинг от физических лиц и какие сейчас есть препятствия на пути развития данной отрасли среди инвесторов?
– После появления законов о майнинге мы стали официальной частью экономики России. Теперь благодаря прозрачным и понятным правилам работы отрасли, интерес со стороны крупных и частных инвесторов возрастает.
По нашим оценкам, в ближайшие 2-3 года в отечественную майнинговую отрасль может быть вложено примерно 250 миллиардов рублей.
– Восьмого августа 2024 года президент России подписал закон, разрешающий проводить трансграничные расчёты и биржевые торги цифровой валютой. Соответствующие операции будут осуществляться в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Поясните, пожалуйста, в чём суть ЭПР? Чьи интересы это затронет?
– С 1 сентября законодательство позволяет осуществлять трансграничные расчёты и биржевые торги в рамках экспериментального правового режима. То есть компании расплачиваются за ввозимые товары с использованием ЦФА (криптовалюты), не вызывая вопросов у контролирующих органов.
На практике это выглядит примерно так: импортёрам, использующим ЭПР, предлагается оплачивать свои покупки за рубежом рублями на счета, которые будут указаны Центробанком для экспериментального правового режима. ЦБ получает рубли и далее использует криптовалюту уже внутри некой внутренней экосистемы. Например, берётся биткоин, намайненный в России, он заводится в дружественной нам резиденции в криптомир через покупку USDT.
Компания Tether Limited выпускает несколько стейблкоинов с привязкой к курсу реальных активов — к доллару (USDT), к евро (EURT), к юаню (CNHT), к песо (MXNT) и к унции золота (XAUT). Как правило, говоря «стейблкоин Tether», подразумевают именно USDT.
USDT переводится в ту валюту, которая нужна, в юань, в иену, в доллар, неважно. Идёт расчёт за тот продукт, который нужно приобрести нашему импортёру. Продукт поставлен, и паспорт сделки закрывается актом выполненных работ.
Сейчас государство в лице Банка России и Росфинмониторинга смотрит, как идёт эксперимент, и если механизм себя оправдает, то тогда, может быть, он перестанет быть экспериментальным, а станет обычной моделью расчётов.
– Есть ли понимание, как могут функционировать легальные российские криптобиржи? Кто уже претендует на лидерство?
– Пока и биржи, и обменники законом запрещены. Оборот криптовалюты сегодня возможен только в части экспериментального правового режима. Но думаю, что в дальнейшем, когда государство посмотрит, как будет функционировать ЭПР, инфраструктура будет развиваться, и на каком-то этапе появятся и криптобиржи, и обменники криптовалют. Это же тоже часть системы оборота криптовалюты, и постепенно мы придём к классическому построению инфраструктуры криптооборота.
– Что вы думаете о налоговом потенциале майнинга?
– Если майнинг продолжит активно развиваться, сохранится стабильный рост инвестиций, то даже без увеличения числа майнеров государство в год будет получать дополнительно около 50 миллиардов рублей налоговых поступлений. Если количество майнеров будет расти, если инвестиции будут увеличиваться, соответственно, эта сумма будет тоже увеличиваться.
– Промышленный майнинг требует наличия (а также развития и создания новых) современных мощных ЦОДов. Такие ЦОДы специализируются только на майнинге или же их можно использовать и для других процессов, требующих серьёзных вычислительных мощностей – например, для искусственного интеллекта?
– Майнинг сегодня – это пересечение ряда отраслей и сфер: IT, финтех, искусственный интеллект. Это даёт возможность нам размещать в ЦОДах оборудование для других задач. И уже практически год в некоторых ЦОДах членов Ассоциации промышленного майнинга в некоторых локациях идёт не только процесс майнинга криптовалют, 20-30% площадей используется для другой деятельности, в первую очередь, для развития проектов, связанных с искусственным интеллектом. Это вообще мировой тренд для майнинговых компаний – диверсифицировать свою деятельность, соединять её с реализацией проектов в области ИИ.
Я входил в рабочую группу, возглавляемую вице-премьером Дмитрием Чернышенко, по формированию паспорта национального проекта «Экономика данных», и на заседании группы в 2023 году я рассказал, что именно майнинговые компании могут стать точками входя для малого и среднего бизнеса, который реализует проекты ИИ.
Мы совместно с МФТИ провели научно-исследовательскую работу (НИР), которая подтверждает, что в наших ЦОДах можно реализовывать проекты искусственного интеллекта. Результаты НИР были направлены в аналитический центр при правительстве Российской Федерации и получили положительную оценку.
Когда заработает проект «Экономика данных», мы будем полностью готовы.
Также мы уже создали нейролабораторию, где разрабатываются коробочные решения для малого-среднего бизнеса, чтобы двигаться в реализации национальных стратегических задач в области искусственного интеллекта.
– Какие задачи ставит перед собой Ассоциация промышленного майнинга?
– Мы хотим, чтобы Ассоциация продолжала быть переговорной, коммуникативной, интегрирующей платформой, площадкой для диалога бизнеса, государства, крупных предприятий с целью формирования точек зрения, взглядов, оценочных решений для всей отрасли.
Безусловно, ставим себе задачу формирования отраслевых правил, инвестиционной политики, денежно-кредитной политики внутри отрасли, в том числе правил ввоза оборудования. И конечно, всячески поощряем обмен опытом между членами ассоциации, помогаем в поиске партнёров – в общем, стараемся быть максимально полезными и для наших членов, и для отрасли, и для страны.
– Ассоциация промышленного майнинга организует множество социальных программ для населения, занимается благотворительностью и т.д. А что с экологическими программами? Как вы считаете, вредит ли на самом деле майнинг экологии? И если да, что что можно сделать, чтобы нивелировать этот вред?
– Я бы сказал, что слухи о неэкологичности майнинга сильно преувеличены. Например, на Глобальном Юге повсеместно для майнинга используется энергия, полученная от солнечных батарей. Что касается вредных тепловых выбросов, то тут также на помощь приходят современные технологии, и этот газ (ПНГ, СПГ) не выбрасывается, а начинает, например, вращать турбину и давать отопление в дома. От традиционного использования угля в этом случае вреда для экологии гораздо больше.
Но здесь, конечно, важно, чтобы оператор использовал для процесса майнинга самые современные технологии, соответствовал всем требованиям. Мы в Ассоциации промышленного майнинга боремся именно за это – за майнинг с цивилизованным лицом.
Сергей Александрович Безделов — кандидат экономических наук. Директор Ассоциации промышленного майнинга, один из ведущих экспертов по вопросам майнинга и цифровой экономики. Занимает пост первого заместителя председателя совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, а также является руководителем рабочей группы в РЭУ им. Плеханова по реализации вопросов цифровой экономики.
Был генеральным директором ООО «Интер РАО Сервис» — компании, оказывающей услуги по таможенному оформлению товаров (в том числе энергетическое оборудование), перемещаемых через таможенную границу.
Являлся членом экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также участником рабочей группы по реализации программы правительства «Цифровая экономика» при «Ростехе». Принимал активное участие в выработке законопроекта по майнингу.