Уроки мультистейкхолдеризма
О том, как мы урок мультистейкхолдеризма получали
Доводилось ли тебе, любезный читатель, служить в рядах победо- и орденоносных Вооруженных Сил СССР? Даже если и нет, то вряд ли нужно объяснять тебе значение не утерявшего своей актуальности девиза «Подальше от начальства, поближе к кухне», что впитал ты с молоком матери. Другое дело, что родившемуся в лихие 90-е, тебе вряд ли удастся применить его на практике так, как это делали мы с А. К., одним из отцов российского Интернета, в суровые годы солдатчины, возведя этот навык в разряд высокохудожественного акта. Помню, однажды… Прошу прощения, отвлекся.
Даже внешне герр профессор Вольфганг К. – истинное воплощение мультистейкхолдера: невысокий, коренастый, в бороде и очках, он катается среди банкетирующего сообщества, как красный шарик в снукере, приходя в контакт с каждым и всеми одновременно. Его энергия и готовность к диалогу поистине поразительны: кажется, разбуди его ночью, и он с места в карьер прочтет тебе лекцию «О генезисе и ключевых трендах развития мультистейкхолдерной модели». Он даже школу создал, летнюю, по управлению Интернетом. В общем, как я про себя давно решил:
Быстрый шаг и взор горящий,
Борода, почет и честь ,
Он стейкхолдер настоящий,
У него и школа есть!
Отличала герра профессора и потрясающая способность первым оказываться у станции с едой, что порождало у нас с А. К. немалую ревность, – поди ж ты, вроде лицо сугубо гражданское, в СА никогда не служившее, а туда же, с нами, матерыми волчарами, которые как-то изъяли у духов (молодых солдат)… Простите, опять отвлекся.
И решили мы поднять, так сказать, перчатку, тем более что перед всемирным форумом по управлению Интернетом в Кении (помнится, я уже писал о своем дебюте на нем в качестве новой звезды российской школы танца) фортунанам благоволила: что-то у герра профессора приключилось с ногой – и прыть его поубавилась.
На огромном футбольном поле были рядами накрыты столы для сотен гостей. На некотором расстоянии от них расположились станции с рядами сверкающих, надраенных крышек, надежно прикрывающих эвересты продуктов местной кулинарии – всего того, чем богата кенийская нива. Перемигиваясь, мы с А. К. оказались в полупозишн в непосредственной близости от такой станции. Что до герра профессора, то, приволакивая ножку, он отловил какого-то гигантского роста местного стейкхолдера и что-то с жаром ему втолковывал, тыча пальцем в третью сверху пуговицу пиджака собеседника, приходившуюся ему аккурат на уровне бороды.
Разметив дистанцию и определив угол атаки, мы застыли в ожидании вступительной речи кенийского министра. Министр, как водится у настоящих шоуменов, мастерски держал паузу: жал руки отцам Интернета, смачно, по-брежневски, лобызал руководство ICANN, радушно приветствовал выстроившихся шпалерами многочисленных зарубежных замминистров, – ну, в общем, кто видел по ТВ рабочие поездки руководства РФ по регионам, волен нарисовать для себя эту картину.
Но вот он и на трибуне, раскрыл папочку и начал исполнять партию Великого Мганги ((с) Жюль Верн). Здесь самое главное – не пропустить финала, так что мы слегка расслабились, тем более что местная обслуга уже приступила к рóзливу.
Вот и крещендо: пошли обещания углублять, расширять, продвигать, укреплять… Мы привстали в ожидании бурных аплодисментов за ВИП-столами, напряжение росло, и да! Как выстрел из стартового пистолета прозвучало завершающее «Thank You!» Мы с Андреем К., пригнув головы и набирая скорость, как пара квортербеков, синхронно рванули к станции. Но что это? Вихрем пронеслись мимо нас очки, борода и огненный взор, и вот уже герр профессор у станции и наваливает, наваливает в тарелку, мчась этаким маленьким, упитанным паровозиком вдоль прямоугольников из металла и пряных запахов. Где больная нога, равные возможности для всех ключевых заинтересованных сторон где, о читатель? Широкой бороздой в эверестах еды отозвался этот слаломный проход, и понуро бредя вслед, стряхивала с гигантских ложек себе в тарелки винегрет из кенийских деликатесов пара возомнивших о себе невесть что ветеранов в/ч 74326, которые, бывало… Э, да что там…
…Мы пережили, конечно, это фиаско, кожа у нас толстая. И нет худа без добра: с тех пор завелась у нас привычка перед каждым нашим представительским мероприятием предложить близким друзьям и коллегам: «А не покормить ли нам герра профессора на предмет мультстейкхолдеризма?» Хороший был пароль – сторонний стейкхолдер не поймет, а значит, не «упадет на хвоста», как говаривали в стародавние времена в славных рядах Вооруженных Сил СССР.
Но тягаться с Вольфгангом К. мы зареклись – лишнее подтверждение великого тезиса о том, что мультистейкхолдеризм – это о сотрудничестве и координации, а не о попытках установить гегемонию и нарушить баланс интересов всех ключевых заинтересованных сторон.