Мнения Специальный выпуск, апрель 2022

Мне нравятся объединяющие тенденции

Фото аватара
Мария Степанова

—Мария, расскажите, как появилась идея создать КЦ?

— Она витала в воздухе давно. Конечно, существовавшая Координационная группа уже несколько лет выполняла свои задачи, но стало понятно: объем заявок на регистрацию становится таким огромным, что никакая группа в ручном режиме с этим не справится. При этом основными техническими работами, связанными с регистрацией домена, занимался РосНИИРОС. Концентрация его функций вышла на такой уровень, что на это стали обращать внимание другие участники рынка. Вокруг ситуации с регистрацией доменов начало расти возмущение. Все это подвело к закономерному выводу о том, что если сейчас процесс не будет решен внутренним организованным методом, то к нему начнут проявлять интерес органы государственной власти, а они опыта работы с доменами не имеют, зато желают «рулить и разруливать». Необходимость самоорганизации стала очевидной: пришло время искать путь развития доменов в России, устраивающий всех.

Необходимость самоорганизации стала очевидной: пришло время искать путь развития доменов в России, устраивающий всех.

– Кроме того, был международный опыт, который опирался на существование института регистраторов, на разделение обязанностей между технической стороной поддержки доменов и регистрационными функциями. То есть должна существовать структура, которая занималась бы этим профессионально и уравновешивала бы все заинтересованные стороны.
Вот так непримиримые враги собрались и учредили организацию, назвав ее «Координационный центр национального домена сети Интернет». Это было точкой серьезного компромисса. Было необходимо, чтобы этот важный революционный шаг прошел как можно спокойнее и мягче, поэтому Координационной группе было предложено принять участие в заседании, по результатам которого она должна была благословить появление КЦ и выбрать руководителя. Были варианты назначить Станислава Рачинского или меня. Координационная группа поддержала мою кандидатуру, при этом Рачинский не только принял участие в дальнейшей работе КЦ, но и сыграл на начальном этапе первую скрипку. Мне очень повезло, что на момент зарождения КЦ я работала с Координационной группой и со Станиславом Рачинским.

— Расскажите, пожалуйста, о начальных годах работы КЦ, когда вы практически в тандеме со Станиславом составляли первые проекты документов, когда появились первые правила регистрации, утвержденные именно КЦ. Какие тогда были ключевые моменты?

—Это была планомерная, постоянная и тяжелая работа. Взаимодействие с РосНИИРОСом шло нелегко. Центр компромиссов учитывал интересы и мнения всех сторон, и это был огромный труд. Но приятно осознавать, что был и результат.
Из воспоминаний – Александр Щербаков. Он полтора года назад ушел из жизни, это было для нас общей трагедией. Саша на первом этапе возглавлял технический центр, и сколько вместе с ним было сломано копий! Мы могли выкрикивать в адрес друг друга проклятия или бросаться банановой кожурой, но, несмотря на все неурядицы, мы всегда могли встретиться и подать друг другу руки. Общее дело было основополагающим; и с технической стороны, и с точки зрения первых регистраций у нас было все как надо. Я уходила из КЦ, оставляя за собой порядок.

— Что вы можете вспомнить про времена RELCOM, были ли какие-то исторические вехи?

— Когда только создавалась первая электронная почта, имя RELCOM носила не организация и даже не сеть, а только сервер. Это был домен .SU, и шла речь о том, как формировать домены второго и третьего уровня в рамках .SU. Сначала была принята географическая модель. То есть в качестве домена второго уровня выступал географический домен, но как его выделить? Красногорск – это географический домен? А Хакасия? А Красноярск? И тогда было принято решение о том, что в существующей системе междугородных телефонных кодов любой уникальный трехциферный код является географическим доменом второго уровня.
Потом появился домен .RU, в котором практически с самого начала домен второго уровня мог быть любым. Это решение я приняла с трудом. Я вообще по жизни ортодокс: мне нужно, чтобы все было перпендикулярно и параллельно. Но это неправильно – домены должны регистрироваться свободно.
RELCOM – это было круто. Это было объединение душ. Но когда я заполняла небольшую анкету, связанную с 20-летием КЦ, мне попался вопрос «Сколько лет вы были в отрасли?». Я задумалась: а что такое отрасль? Сетями мы занимаемся с 1990 года, но в то время к связи я не имела отношения.

Я вообще по жизни ортодокс: мне нужно, чтобы все было перпендикулярно и параллельно. Но это неправильно – домены должны регистрироваться свободно.

— Каким было начало международного сотрудничества КЦ в те годы, когда вы им руководили?

— Перед тем, как прийти работать в КЦ, я несколько лет была советником РосНИИРОСа по международным вопросам. Благодаря этому я общалась с зарубежными коллегами – как с представителями европейских регистратур, так и со структурами, которые в конечном итоге превратились в ICANN. Поэтому круг взаимодействия был понятен, и КЦ достаточно легко влился в международное сотрудничество. Заведенные знакомства, понимание внутренних структур и бюрократических процедур, существующих в любой европейской или американской организации – все это полезно. Это также хорошо повлияло на ситуацию, когда нам пришлось отстаивать регистратуру домена .SU.

— А как удалось отстоять существование домена .SU; может быть, какие-то практики перешли в начальную деятельность КЦ?

— Сначала этим доменом занималась советская Ассоциация пользователей Юникса. Когда мы только начали создавать положения и регламенты в рамках .RU, мы много с ней взаимодействовали, и особенно плотная работа у нас была с Константином Виноградовым. Чуть позже управление доменом .SU перешло в руки Фонда развития интернет.

— Каково было ваше впечатление 10 лет назад при старте домена .РФ, действительно ли он был нужен? А что скажете про сегодняшние дни?

— Честно признаюсь, я недооценивала распространенность домена .РФ; мне казалось, что домен .RU будет в приоритете. Я исходила из позиции, что интернет трансграничен. Никто не спорит, что английский – стандартный язык для международного общения. Но чем больше языков – тем больше развития.
У меня был опыт в организации, занимающейся европейскими доменами. Я обратила внимание на представителя-швейцарца. Он подходил к французам – говорил на французском языке, подходил к представителю английского домена – поговорил на английском, с итальянцем – на итальянском. Мне стало любопытно, и я спросила его о том, сколько он знает языков. И он ответил, что семь языков знает, и еще три понимает. В Швейцарии к 15 годам знать четыре языка – это совершенно нормально. Тут можно только аплодировать.
И вот распространение русскоязычного домена, безусловно, полезно для иностранных представителей.

— Что для вас интернет в сегодняшнем понимании: глобальная сеть или отдельные сегменты?

— У меня нет разделения на российский интернет и какой-то большой интернет. Для меня это инструмент для ежедневной работы, который мы все используем. И мне не хотелось бы этого разграничения. Мне очень больно слышать про суверенный российский интернет.

У меня нет разделения на российский интернет и какой-то большой интернет. Для меня это инструмент для ежедневной работы, который мы все используем.

— А что вы думаете об альтернативной доменной системе?

— Мне не нравится эта идея. Мне нравятся объединяющие тенденции, а не разъединяющие. Я на протяжении всего своего пути занималась именно объединением, а никак не наоборот. Имеет ли это право на жизнь? Возможно. Но это не моя система координат.

— Побудьте немного футуристом. По какому пути пойдет развитие интернета в ближайшие 10 лет?

— Количество доменов в зоне .РФ превысит количество доменов в зоне .RU. К сожалению, идея объединенного интернета прекратит свое существование, и мы получим много суверенных интернетов. А потом будет маятник в виде «а давайте снова их попробуем объединить». И интернет еще больше проникнет в нашу жизнь!

Количество доменов в зоне .РФ превысит количество доменов в зоне .RU.