Основная задача КЦ – это развитие Интернета в России
— Андрей Георгиевич, добрый день! Давайте вспомним время, когда вы подписали протокол, благодаря которому права на управление доменом .RU были делегированы РосНИИРОСу. Это ведь был непростой путь!
— На самом деле, путь был как раз простой – во всяком случае, на том уровне, на котором я в нем участвовал. Дело в том, что к тому времени домен в России уже существовал. Это была зона .SU, и она активно развивалась. Потом появилось новое государство, новый код, домен .RU, и на него было подано несколько заявок. Соответственно, возникла необходимость согласовать это внутри сообщества, и мы собрали действующих заинтересованных операторов. Появилась достаточно нейтральная организация, готовая взять на себя ответственность.
— Какова была роль интернет-сообщества, интернет-бизнеса, и почему было принято решение о распределенной системе регистраций?
— Если мы говорим про тот путь, который прошел Рунет между 1994 и 2000 годами, то с тех пор много воды утекло. Понятно, что в этом историческом периоде зародилось много новых тенденций. Сначала это был операторский бизнес, был доступ к интернету, почта, новости, но не более того. А по истечении 6 лет стало можно говорить об интернет-бизнесе, появились большие мобильные операторы. Но поскольку катастрофически выросло количество доменных имен, стало сложно управляться с клиентами, потому и появилась необходимость распределенной системы регистраций.
К 2000 году катастрофически выросло количество доменных имен, стало сложно управляться с клиентами, потому и появилась необходимость распределенной системы регистраций.
— Легко было принять такое решение? С государством советовались?
— Хотя все решения предварительно готовились в рамках Координационной группы, но и до появления КЦ поддержка государства была важна. И не столько поддержка, сколько согласование. Однако передача функции управления доменами государству так и не состоялась: оно выступило, скорее, в качестве координатора создания КЦ.
Передача функции управления доменами государству так и не состоялась: оно выступило, скорее, в качестве координатора создания КЦ.
— Правильным ли решением было дать право вето представителю Министерства связи в Совете КЦ?
— Решение было принято, чтобы предоставить какие-то гарантии. И если что-то пойдет не так, можно будет принять решения, необходимые для проведения государственной политики. Но на моей практике право вето ни разу не было использовано.
— Какой уровень представительства Министерства был в Совете? Кого делегировали, и насколько эти люди были вовлечены в деятельность Совета?
— Уровень был разный: это и директора департамента, и заместители министра, и руководители отделов. Разной были и роли; все зависело от уровня вовлеченности и знакомства с данной сферой. Развитие интернета – это основная задача КЦ.
— В каком году вы стали директором КЦ?
— Это произошло в 2005 году, случайно. Оказалось, что я был свободен в этот момент от других занятий, и Алексей Павлович Платонов предложил мне выставить кандидатуру на выборы на пост директора. С тех пор прошло более 15 лет, я до сих пор работаю в КЦ и уверен, что нахожусь на своем месте. Хотя пенсионный возраст заставляет думать о том, как организовать свой быт уже на другом уровне.
Я до сих пор работаю в КЦ и уверен, что нахожусь на своем месте.
— У КЦ почти с самого начала появились задачи, связанные с работой на международных площадках и с привлечением международных предприятий в Россию. Вы во многом стимулировали эту деятельность. Почему было решено на этом сфокусироваться?
— Потому что в рамках ICANN и других международных проектов голос отдельной регистратуры хоть и может звучать, но по трибуне придется стучать громко, чтобы хоть кто-то услышал. А формирование позиции сообщества регистратур даже на уровне ICANN звучит достаточно мощно. Поэтому мы первоначально сосредоточились на сотрудничестве с CENTR.
В рамках ICANN и других международных проектов голос отдельной регистратуры хоть и может звучать, но по трибуне придется стучать громко, чтобы хоть кто-то услышал.
Если говорить о процессах, связанных с международными системами управления интернетом, то как раз 2005 год стал годом проведения саммита по развитию информационного общества, и первое мероприятие Всемирного форума произошло в 2006 году. Тогда КЦ стал содействовать процессу, и мы даже перечислили в Фонд какие-то деньги.
Быть частью глобального проекта очень важно. С компанией RU-CENTER мы совместно придумали проект, главной задачей которого было вовлечь регистраторов в процесс управления интернетом и устроить обмен опытом между европейскими регистратурами, регистратурами восточной и южной Европы, между нашими и их регистраторами.
— Говоря о международной деятельности, хочется выделить Российский форум по управлению интернетом. Впервые он был проведен был в 2010 году, когда ICANN делегировала кириллический домен .РФ. Он стал частью глобального диалога по управлению интернетом, и это послужило толчком к тому, чтобы эта тематика обсуждалась ежегодно. За последние годы повестка существенно менялась. С точки зрения регуляторного воздействия, которое постоянно усиливается, как это коррелирует с повесткой глобальных форумов?
— Надо сказать, что большой форум по управлению интернетом состоит приблизительно из 200 сессий. Они идут в течение недели параллельно и непрерывно по 9-10 потокам. Все вопросы по поводу развития интернет-технологий, саморегулирования, международного сотрудничества и отношений в рамках интернета объединились в несколько базовых тем, определяющих основные направления. Вокруг них мы и старались выстроить конкретную дискуссию.
— Мне кажется, на повестку форума влияет еще два важных момента: это молодежь и ее вовлечение в вопросы интернета. Так ли это?
— Да, привлечение молодежи к повестке продолжается уже давно. Все началось в Вильнюсе, когда я увидел на площадке форума юные лица. Ребята бегали с камерами, микрофонами и брали интервью у значимых фигур. Потом стали появляться образовательные проекты, когда интересующимся молодым людям давались сначала знания, а затем готовили их к деятельности в сфере управления интернетом. Мы тоже в этом году совместно со Сколково организовали такой проект, готовили его еще с 2020 года, и этой весной его удалось провести, несмотря на пандемийные ограничения.
— В этом есть и инициатива КЦ – например, в 2020 и 2021 годах году была организована Летняя школа по управлению интернетом. Как вы думаете, почему регистратура должна этим заниматься?
— Повторюсь: основная задача КЦ – это развитие интернета в России и выстраивание региональной системы самоуправления. Привлечение молодежи важно, это своего рода наращивание потенциала.
Основная задача КЦ – это развитие интернета в России и выстраивание региональной системы самоуправления.
Молодые люди – более чувствительная аудитория, им еще все интересно. Они могут вдохновиться и внести свой ценный вклад. Быть может, они осведомлены не обо всех процессах, но они готовы узнать больше.
— Ожидают ли нас теперь только онлайн-форумы, или все-таки будем встречаться?
— Конечно, бизнес-туризм пострадает сильно. Сильно изменится и сам подход: возможно, уже и не нужно столько мероприятий, требующих личного присутствия. Если сложить все точки, которые можно посетить с целью проведения конференций, получится слишком много.
И ICANN, и всемирный IGF практиковали в последнее время, еще до пандемии возможность удаленного прослушивания различных мероприятий. Участвовать в них, наверное, трудно, а вот слушать – можно. И я думаю, что форма удаленного участия будет принята во многих процессах.
— Если посмотреть на предстоящее десятилетие, какой вам видится роль КЦ?
— Я думаю, что в основном будет развиваться направление по привлечению молодежи. Также будет диалог с государством и привлечение бизнеса, в том числе регистраторского. Сильных прорывов я не вижу – скорее нас ждет постепенное наращивание потенциала.