Путь в Интернете – это путешествие звездолета “Энтерпрайз” туда, где ещё не ступала нога человека
– С чего вообще началось твоё сотрудничество с интернет-компаниями и вообще, как ты появился в интернете?
– Первая компания, в которую я попал, это компания «Гарант-парк». Она была образована, в том числе, выпускниками физического факультета, в том числе совладельцами юридической компании «Гарант», и от неё потом отделилась компания «Гарант-Парк-Телеком».
– Через какое-то время Саша Щербаков, который был на тот момент её директором, вместе с частью людей перешел к Алексею Павловичу Платонову. А я тогда возглавил «Гарант-Парк-Телеком». В итоге компания была куплена холдингом РБК, а я возглавил всё хостинговое направление холдинга РБК. Через несколько лет после этого мы вступили в сделку по дружественному присоединению регистратора RU-CENTER, и я стал его генеральным директором. Получилась единая группа компаний, которая отвечала нашей цели – создать монстра на рынке.
– Создание Координационного центра из Координационной группы стало пониманием того, что домен .RU — это национальный домен, и он должен управляться не так, как личный автомобиль. И к выработке правил игры я приложил в свое время руку. Наверное, можно сказать, что процентов 80 российского хостинга выросло на моих глазах.
– На тот момент, когда существовала компания «Гарант-Парк-Телеком», которая ещё не превратилась врегистратора доменов R01, что для тебя тогда был домен .RU и Координационная группа?
– Поначалу домен .SU и домен .RU выглядели как нечто непонятное, за которое надо было заплатить 55 долларов – и заработать на этом нельзя. Поэтому когда приходил заказчик и просил зарегистрировать доменное имя», то, с одной стороны, ты ему отказать не можешь, с другой стороны, бумажки перекладываешь, какие-то налоги платишь, в итоге в убыток себе работаешь. Но так как этих доменных имен было тогда немного, то они не воспринимались ни как средства адресации, ни как бренды. Сайтов тоже было мало. Культуры посещения этих сайтов как интернет-представительств тоже не было.
Поначалу домен .SU и домен .RU выглядели как нечто непонятное, за которое надо было заплатить 55 долларов - и заработать на этом нельзя.
– А когда появилась Координационная группа, количество зарегистрированных доменов .RU перешагнуло некий рубеж, и стало понятно, что эта технология будет жить и использоваться и станет массовой. Многие интернет-эксперты того времени искренне считали, что доменные имена — это прерогатива исключительно юридических лиц, компаний. И цель любого доменного имени – чтобы компания имела свое интернет-представительство.
– Следующим важным психологически моментом стала регистрация в домене .RU первых ста тысяч доменных имен. Мы тогда стали вторым регистратором, причем ровно потому, что у всех больших компаний – у «Совинтела», у «Релкома», например – было зарегистрировано 5-10 доменов, и все собственные. А у нас на тот момент уже было запущено два сервера виртуального хостинга. Поэтому мы могли себя считать профессиональным регистратором – у нас же были к этому моменту клиенты, которые зарегистрировали домен и прямо у нас разместили. Да, на коленке все делали, но тем не менее, мы уже хостили клиентские сайты.
– R01, по сути, это первый независимый регистратор. Что послужило для вас мотивацией быть первыми и участвовать в этой экспериментальной вещи буквально с первых дней?
– Генеральный директор «Гарант-Парк-Телеком» Саша Щербаков был членом Координационной группы, и именно «Гарант-Парк-Телеком» стоял очень близко к этой Координационной группе. И когда рассматривал стратегию развития компании, то одним из направлений стал виртуальный хостинг, и было понятно, что нуженсервис электронной почты и доменные имена, Кроме того, мы уже зарегистрировали примерно 2670 доменов для наших клиентов, но с этого ничего не имели. Поэтому для нас было важно существующие домены положить в собственную базу, а еще и зацепиться за волну того, что национальный домен набирает обороты.
Для нас было важно существующие домены положить в собственную базу и зацепиться за волну того, что национальный домен набирает обороты.
– Ты был членом правления и потом Совета Координационного центра, принимал участие в разных проектах КЦ, развивал те или иные направления. Скажи, что тебе вот больше всего запомнилось в те годы, когда ты был, фактически, одним из застрельщиков происходящих процессов в системе регистрации наших доменов?
– Живые человеческие эмоции от общения с коллегами. Это вот тогда на маленьком примере уже стало понятно, что все мы разные, и у каждого участника есть свое мнение. Ну и в какой-то степени можно так сказать – это путешествие звездолета «Энтерпрайз» туда, где ещё не ступала нога человека. То есть, фактически, там 40 лет назад не было сети интернет, но потом она появилась. Потому что можно изменить правила, если правила есть, но если их нет, то создать их – существенно более интересная задача.
– Расскажу интересную историю. Шло очень интересное заседание совета Координационного центра, и меня как члена правления Координационного центра позвали на это заседание в качестве независимого эксперта без права голоса, который будет подслушивать и подсматривать за всем, что происходит.
– История простая. Мария Степанова добровольно сложила с себя полномочия, и на директорство Координационного центра претендовали два человека: Стас Рачинский и Андрей Романов. И дискуссия, которая дошла чуть ли не до драки на этом заседании совета КЦ, сводилась к тому, что вот Станислав, юрист, администратор, он знает, как с юридической точки зрения разработать правила и прочее, к тому же он более опытный. А вот Андрей Романов – он наш, технарь, и он знает, что такое MX-записи и как их прописывать. А у руля Координационного центра должен всё-таки стоять технарь. И вопрос встал: что первично? Курица или яйцо? Техника или правила? Правила или техника? В процессе заседания все по очереди звонили двум отсутствующим на этом заседании членам совета, говоря «Ты за кого? За юристов или за технарей?» Врезультате прений победили технари. Наверное, это было правильно, потому что на тот момент помимо административных вопросов был еще ряд технических вопросов, которые были до конца не решены. Правила более или менее уже были выстроены, а вот определённые технические вопросы ещё, действительно, не были решены.
– Что для тебя сейчас домен .РФ? Полезен ли он тебе?
– Лично мне – нет. Сайт моей компании сейчас в одной из gTLD-зон. Для того, чтобы домен .РФ полноценно работал, нужно еще многое сделать. Проблема в том, что одной из идей появления домена .РФ была простота его использования для обывателя. А сейчас в некоторых случаях его использовать сложнее, чем домен на латинице. Включая даже самые простые вещи. Ты пробовал заказать себе авиабилет на сайте Аэрофлота, указав почту в домене .РФ? Это возможно?
Одной из идей появления домена .РФ была простота его использования для обывателя. А сейчас в некоторых случаях его использовать сложнее, чем домен на латинице.
– Это вопрос универсального принятия, один из главных приоритетов у КЦ сейчас как раз. И уже есть сервисы, которые могут поддерживать так называемый EAI в электронных адресах.
– Работает домен .РФ? Работает. Почту в нём можно сделать? Можно. Но на сайте «Аэрофлота» билет можно купить с помощью этой почты? Нельзя. Значит, домен .РФ полноценно не работает. Проблема в том, что здесьмассовое использование. Шаг вправо, шаг влево – может что-то упасть, у кого-то может быть бизнес завязан на домены и так далее. Поэтому времени на полноценный запуск уходит больше, чем планировалось.
– Понятно. То есть, по-твоему, просто не прошло достаточного времени для того, чтобы технология доросла?
– Для того, чтобы все сервисы полноценно запустились. Но возможна и другая ситуация. Что к тому времени, как эти сервисы полноценно запустятся, доменные имена никому нужны не будут.
– Каких изменений ты в ближайшее время ожидаешь в принципе на доменном рынке?
Доменным именам как таковым осталось существовать, по моим прогнозам, лет 15-20.
– В ближайшее время цены на многие доменные имена опустятся, а часть новыхдоменов верхнего уровня просто умрёт – какие-то по бизнес-соображениям, какие-то в результате потери интереса владельца. Здесь очень много зависит от отношения того же ICANN к доменам new gTLD корпоративного типа и также о того, в каком виде будет вторая волна new gTLD.
– Сейчас может появиться определенное количество имиджевых доменных имен, которые будут регистрироваться патриотами своего региона или сообществами. Но корпорации на это вряд ли пойдут. Потому что: а) и так всё работает, б) в общем-то, наверное, доменным именам как таковым осталось существовать, по моим прогнозам, лет 15-20.