Мнения Специальный выпуск, апрель 2022

С сайтом ОПЛАТА.ООО я поняла, что домены пошли в люди

Фото аватара
Елена Сенченкова

– Как случилось, что ты пришла в телекоммуникации? С чего вообще начался твой трудовой путь?

– Я по первому образованию физик, закончила МИФИ и работала по распределению в Курчатовском институте. Так сложилось, что в недрах Курчатовского института появился интернет. И я плавно мигрировала в информационно-вычислительный центр – мне было интересно это направление – иоказалась в «Релкоме», в одном из первых интернет-провайдеров.

– Я работала сначала в административно-диспетчерской группе, которая подключала всех пользователей. Моя работа, в том числе, состояла в том, чтобы объяснять пользователям, что такое интернет и как им пользоваться. Первый опыт работы с пользователями, которые совсем ничего не знали об этой новой услуге, конечно, бесценен.

Моя работа, в том числе, состояла в том, чтобы объяснять пользователям, что такое интернет и как им пользоваться.

– Что для тебя тогда были домены .SU и .RU? Как ты их воспринимала?

– Это составная часть интернета, его инфраструктуры. И это были мои текущие проекты – мы, в том числе, запускалидоменные зоны.

– Что-нибудь помнишь из запуска доменных зон?

– Самое интересное, конечно, было в 2014 году, когда я работала в RU-CENTER – этобыл запуск 155 новых доменных зон. И самое начало российского интернета – запуск .SU и .RU. Писались с нуля все документы, на основании которых потом работали пользователи и регистраторы. Конечно, западные аналоги были, но их приходилось трансформировать для российских реалий. Поэтому сам процесс подготовки документов занял много времени. Больше, может быть, чем технические составляющие. А вот при подготовке к запуску домена .РФбольше внимания уделялось маркетинговой стороне, с технической стороны все шло уже по накатанным рельсам.

– Ты застала времена Координационной группы, времена становления Координационного центра, превращения системы регистрации доменов в распределенную со многими регистраторами. Расскажи, пожалуйста, что тебе запомнилось такого интересного, может быть, забавного или яркого?

– Регулярно задаваемы вопрос: как регистрация доменов может стоить у вас 100 долларов, когда она везде стоит 20 долларов? И мне приходилось всем объяснять, что для корпоративного клиента время, которое он тратит на общение с организацией, предоставляющей услуги, более ценно, чем эта разница в 80 долларов. А поэтому многие корпоративные клиенты готовы покупать услугу дороже, лишь бы только в одном месте. И мы в пакете со многими другими услугами, гораздо более дорогими, предоставляли маленькую услугу регистрации доменов по какой-то ужасной, совершенно невозможной цене. Тем не менее, клиенты не уходили туда, где дешевле.

Для корпоративного клиента время, которое он тратит на общение с организацией, предоставляющей услуги, более ценно, чем эта разница в 80 долларов. А поэтому многие корпоративные клиенты готовы покупать услугу дороже, лишь бы только в одном месте.

– В целом же на рынке регистрации доменных имен с самого начала была доброжелательная обстановка, несмотря на старательные попытки перетягивания отдельных крупных клиентов, в основном, при помощи скидок. Сегодня это невозможно – доменный рынок стабилизировался.

 -Ты участвовала в нескольких проектах Координационного центра как эксперт отрасли. Расскажи, пожалуйста, в каких проектах это было?

-Можно начинать с работы в Координационной группе, когда писались многие документы, и было очень много споров, в том числе о том, что и как сформулировать. Потому что некоторых понятий в то время просто не существовало – они отсутствовали в юридической практике.

 -Чем для тебя сейчас является Координационный центр?

– Сейчас он для меня является, как и положено такому центру, центром развития национальных доменов нашей страны и центром, поддерживающим всю доменную индустрию и российский сегмент интернета. То есть одним из таких столпов, который поддерживает интернет в нашей стране.

– Расскажи, пожалуйста, что ты думаешь о новых доменных зонах. Скоро ведь откроется новое окно возможностей и прибавится еще какое-то количество новых зон. Что это нам сулит? И насколько это полезная штука для интернета в целом?

– Я думаю, что полезная, потому что, во-первых, появилась возможность выбирать красивое доменное имя. А это всё-таки довольно важно для адресации в разных зонах. Когда мне прислала платёжку за тепло компания, которая мне предоставляет услуги тепловой связи, так сказать, подогрева воды и отопления, я увидела в платежке имя сайта -ОПЛАТА.ООО. И тут я поняла, что домены пошли в люди. Действительно, самые разные компании могут выбрать себе простое доменное имя в разных зонах, успешно его раскручивать и тем самымделать продвижение своего бизнеса, своих услугнемножечко легче. То есть, в целом, разные доменные зоны – это полезно. Наверное, какие-то зоны, которые коммерчески невыгодны, со временем умрут, если их никто не будет спонсировать. Но я не вижу в этом ничего страшного. Появятся другие, коммерчески более успешные.

– Как думаешь, какой интернет будет нас окружать через 10 лет? Сохранится ли вообще этопонятие или же интернет переродится во что-то другое?

– Думаю, интернет останется, как бы он ни назывался. И он станет более прозрачным. То есть полностью исчезнет анонимность, которая сейчас ещё есть, но с которой активно борются. Кроме того, интернет станет более децентрализованным. И посмотрим, сколько спутников Илон Маск запустит через 10 лет. Сейчас он запустил 500 и, может быть, через 10 лет их будет уже, не знаю, 50 000, и тогда его сеть Starlink накроет всю планету. Ну, конечно, останутся и проводные коммуникации. Изменятся, усовершенствуются протоколы взаимодействия серверов, сайтов с пользователями. Появится web 3.0, который будет более адаптирован для работы искусственного интеллекта и всех интернетвещей, которые будут оснащены искусственным интеллектом. Будет важным направление безопасности, защищённости собственных сетей. Но, я надеюсь, сеть не распадётся всё-таки на отдельные, страновые сегменты и останется единой. И суверенные интернеты и интранеты будут, может быть, существовать для каких-то образований или структур внутри страны. Но останутся пространства, единые для всего населения планеты.

Посмотрим, сколько спутников Илон Маск запустит через 10 лет. Сейчас он запустил 500 и, может быть, через 10 лет их будет уже, не знаю, 50 000, и тогда его сеть Starlink накроет всю планету.