Мнения Специальный выпуск, апрель 2022

В основе правил домена .ru лежат правила пользования метрополитеном

Фото аватара
Алексей Лесников

— Алексей, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в РосНИИРОСе? С чего все начиналось?

— Меня пригласил Алексей Платонов. Раньше мы вместе с ним занимались спортом, а потом я как-то встретил нашего общего знакомого в метро. Видимо, он меня порекомендовал, и в итоге все сошлось: мы начали работать. Это был ноябрь 1992 года.

— То есть практически на ваших глазах появился и домен .RU, и домен .SU?

— На моих глазах появилось практически все. Сначала мы сделали сайт РосНИИРОСа: это был один из первых сайтов в России. Потом была создана ассоциация учебных и научных организаций RELARN; туда входило около 800 университетов, техникумов, и иногда даже детские сады. Затем была построена мощная сеть, которая стала на тот момент третьей по объему трафика в России среди всех сетей, включая коммерческие: учебные заведения являются крупными потребителями трафика. И, наконец, была создана точка обмена трафиком, в создании которой я плотно участвовал.

— На заседаниях Координационной группы вы занимались организационной работой, помогали ей собраться, выполнить необходимые действия и разойтись. Чем для вас в то время было управление доменным именем в формате Координационной группы?

— Наверное, не совсем правильно говорить, что я выполнял чисто организационную деятельность: я также писал правила домена .RU. В их основе – правила пользования метрополитеном. Права, обязанности, ответственность – указано было все. Правила писались ночью, а днем их проверяла Координационная группа.
Потом мы создали базу данных для автоматической регистрации: первое время каждый домен пропускали через Координационную группу для полной проверки, а позже поняли, что это делать не обязательно. Остался только предпросмотр на некорректные или нечитабельные слова.

Я писал правила домена .RU. В их основе – правила пользования метрополитеном.

— А как вообще была устроена работа именно в информационном центре?

Стандартно, как и сейчас. Есть заявка на создание объекта будущего владельца, а затем – заявка на регистрацию домена и оплата. Проверкой слов с точки зрения цензуры и читаемости занимался отдельный специалист. Ничего сложного, это обычная работа оператора, но пока все не было настроено и отлажено, определенную трудность представляли большие объемы.

— Вы активно участвовали в создании КЦ, и тогда же появился Институт распределенной регистрации. На ваш взгляд, правильна ли схема, когда есть административная, техническая часть, а продажами в основном занимаются самостоятельные регистраторы, которые работают с клиентами?

— Конечно, ведь система, не будь она децентрализованной, отошла бы под государство полностью. Существующий вариант – возможный, нормально работающий. Мы по нему пошли, потому что у сообщества было большое желание участвовать не только в написании правил, но и в процессе регистрации. Соответственно, технический центр был отделен.

— В какой момент организовался регистратор RU-CENTER?

— Как только стало понятно, что появится множество регистраторов. Тогда мы разделили структуру на две части: техническую, которая обеспечивает работу реестра, и регистрационную.

— Можете ли вспомнить и рассказать какие-нибудь особенные моменты из жизни одного из первых и крупнейших регистраторов?

— Мы были молодые, нам все было в новинку, все было интересно. У нас было много документов, в которых мы фиксировали правила работы с клиентами. Это – самая сильная сторона RU-CENTER. Я всегда считал, что сильные компании будут впереди, поэтому данные находились в открытом доступе; все знали статистику, как и куда уходят деньги. Мы придерживались следующей концепции: развитие человека должно совпадать с вектором развития организации, и тогда расходы на административные ресурсы будут резко снижаться.
Это эффективная схема, хотя, конечно, нужно тщательно подбирать людей. Но разовые затраты на подбор окупятся: человек заинтересованный и умеющий копать в нужном направлении, всегда будет гораздо полезнее, чем исполнитель, которого надо постоянно контролировать.

Человек заинтересованный и умеющий копать в нужном направлении всегда будет гораздо полезнее, чем исполнитель, которого надо постоянно контролировать.

— Не секрет, что компания RU-CENTER в начале нулевых была фактически кузницей кадров для всех последующих регистраторов. Множество людей прошли школу работы и жизни в вашей организации, а потом они продолжали карьеру в других местах, в том числе в КЦ.

— Текучка не была большой. Люди, которые у нас отрабатывали три месяца испытательного срока, чаще всего оставались и дальше. Конечно, были и сотрудники, по каким-то причинам считавшие, что им не дают развиваться, и тогда они уходили. И хотя потом наш отдел разросся – все удивляются, насколько у нас стабильные и устойчивые кадры.

— Вокруг КЦ существует мощное экспертное сообщество. Это люди, которые фактически своими руками создавали тот интернет, который существует сейчас. Расскажите, пожалуйста, чем для вас в эмоциональном плане была работа в экспертных сообществах и рабочих группах КЦ?

— Мне всегда было интересно работать внутри RU-CENTER. Снаружи требуется больше энергетических и временных затрат на убеждения. Множество споров, колебаний между одним или другим путем – это может занимать по полгода. Поэтому я предпочитаю, чтобы люди просто сами обсуждали свои варианты. Все мы учителя друг для друга, поэтому работа с людьми, с КЦ – это полезный и хороший опыт. Я больше технический человек и люблю работать внутри коллектива, организовывать его работу.

Все мы учителя друг для друга, поэтому работа с людьми, с КЦ – это полезный и хороший опыт.

— Вы принимали активное участие в появлении и становлении домена .РФ. Насколько возникновение новых доменов размывает инфраструктуру и возможности существующих доменных зон?

— Это процесс, которого избежать нельзя. Невозможно удержать одну доменную зону с доходами на одно физическое лицо, поэтому появление новых доменов совершенно закономерно. Единственной ошибкой, я считаю, была свободная цена. Я вижу, что сейчас цены фиксируют. А когда играют ценой, а не качеством – происходят другие процессы, например, киберсквоттинг. Следовательно, страдает пользователь.

— Старт домена .РФ был ярким и неоднозначным. Что вам больше всего запомнилось из того времени?

— Старт, действительно, был очень активным. Люди подавали заявки на красивые имена, на домен приходило по 100-150 заявок. Мы проводили аукционы, которые потом были восприняты неоднозначно, но я не вижу других возможностей запуска: ведь даже номера машин продаются через аукцион. Мы осознанно пошли на это и дали возможность клиентам получить домены через нас, а не через киберсквоттеров.
А запомнился, наверное, подъем нашей компании в тот момент, когда начиналась регистрация. Технические специалисты хорошо подготовились, и мы отлично справились с проведением регистрации, обеспечили наших пользователей, а это – первая задача. В противном случае деньги получили бы те самые профессионалы доменного рынка, а RU-CENTER был бы выведен из игры, но простые пользователи уже покупали бы у инвесторов.
С точки зрения пользователей, мне кажется, все было сделано правильно. Там, конечно, были другие варианты дальнейшего развития событий, которые могли бы вывести RU-CENTER на другой уровень, но мы на это не пошли. Возможно, это было ошибкой. Может, стоило вернуть все деньги победителям. Был такой вариант, но мне не хватило гибкости.

— Что для вас интернет: сеть сетей или больше Рунет?

Наш местный, доморощенный. Для меня это – новые возможности, новые технологии. Не важно, на самом деле, русские они или нет.

— А как вы относитесь к суверенизации интернета?

— Как говорится, если вы не кормите свою армию, тогда будете кормить чужую. Если у вашего государства нет механизмов контроля, то ими завладеют другие государства. Китайцы вроде не страдают от того, что они сегментировались. У нас тоже есть попытки настроить систему так, чтобы можно было ограничивать влияние снаружи, и они вполне оправданы, хоть и идут неуклюже. Но деньги и специалисты у нас есть, поэтому в будущем это должно решиться взаимовыгодно для государства и обычного пользователя.

— Алексей, а чем вы сейчас вообще занимаетесь?

— У меня свои внутренние проекты. И хоть я не в структуре, не в интернете – мне всегда интересно. Я устроен так, что не могу делать то, что не интересно. Даже если я копаю яму, мне надо копать так, чтобы это было увлекательно.

— Каким вы видите окружающий мир к 2031 году, через 10 лет? Где будут домены? Где –  регистраторы? Как все будет устроено?

— Я думаю, что домены останутся: ведь где-то надо будет накапливать информацию. А все остальное сдвинется в короткие, быстрые взаимодействия. Если раньше, например, я постоянно пользовался почтой, ежедневно получая по 800 писем, то сейчас все свелось к гораздо меньшему объему. И я пользуюсь почтой уже не так часто и отвечаю короткими письмами. Быстрая реакция и укорачивание информации – вот что будет, а как это осуществится технологически, пока неизвестно. Все сильно изменится за 10 лет, посмотрим.

Быстрая реакция и укорачивание информации – вот что будет через 10 лет, а как это осуществится технологически, пока неизвестно.

— Чего бы вы пожелали КЦ в честь его 20-летия?

— Наверное, гибкости. У меня есть ощущение, что регистраторы сейчас где-то далеко, сильно отодвинуты. Хотя, быть может, это ощущение у меня от того, что я с ними не встречаюсь. А пожелание – долголетия! И интереса в работе, потому что если ты интересуешься, то все получается быстрее и ярче. Желаю гореть и всегда находить силы на новые проекты!