Эволюция IANA: от записной книжки Джона Постела до ICANN
ПредисловиеНациональная администрация по телекоммуникациям и информации США — NTIA (National Telecommunications and Information Administration) 14 марта 2014 года опубликовала заявление о намерении передать ключевые функции глобальной системы имен DNS в руки мирового сообщества. Сам заголовок заявления обозначил главную проблему, которую NTIA предполагало решить – исключение явного ассиметричного присутствия правительства США в процессе принятия решений в отношении корневой зоны глобальной DNS. Однако проблема оказалась больше, поскольку по исторической случайности правительство США помимо уникальных имен корневой зоны DNS оказалось формально вовлечено в администрирование других уникальных параметров Интернета: протоколов и адресов.
Причина – администрацией всех трех классов уникальных параметров занимается организация под именем IANA (Internet Assigned Numbers Authority, в дословном переводе — Администрация присвоенных идентификаторов Интернета), а ее функции в настоящее время выполняет ICANN в рамках контракта с NTIA. Действие этого контракта истекает 30 сентября этого года.
Это заявление дало начало созданию различных групп и дискуссионных форумов сообщества для разработки возможных моделей IANA без правительства США. Но для того, чтобы лучше понять, что же такое IANA и значимость грядущих перемен, нужно обратиться к истории создания и эволюции этой необычной структуры. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных эволюции IANA. Первая из них – взгляд в прошлое.
Ранние годы
Как набор функций IANA существовала с начала 70-х прошлого столетия в рамках проекта ARPANET, который являлся предтечей Интернета. Этот проект «дал начало процессу формирования сетей, впоследствии соединенных друг с другом, чтобы превратиться в Интернет. Кто-то должен был следить за всеми протоколами, идентификаторами, сетями и адресами и, в конечном счете, за именами всех вещей в сетевой вселенной» — писал в некрологе на смерть научного сотрудника Института Информатики (ISI) Университета Южной Калифорнии (USC) и одной из выдающихся фигур сетевого сообщества Джона Постела (Jon Postel) другой корифей Интернета Винт Серф («I REMEMBER IANA»).
IANA не являлась организацией – она была не более чем каталогом уникальных идентификаторов протоколов и блоков адресов. Фактически, этот акроним был тождественен Джону Постелу – он придумал имя и выполнял ее функции.
Первые записи этих идентификаторов Постел вел в легендарной записной книжке. Эту работу Постел выполнял в ISI в рамках грантов агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA. Назначение грантов было достаточно общим, объединяя в своем финансировании помимо функций IANA, работу редактора серий RFC и другие проекты. Сам термин IANA до 1993 года вообще не фигурировал в описании работ, да и потом он появился в глубинах договора на исполнение проекта высокопроизводительных вычислений Teranode.
В ноябре 1983 году научный сотрудник ISI Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) завершил работу над спецификацией и испытаниями нового протокола и системы, призванной прийти на смену файлу hosts.txt, который использовался для именования хостов сети ARPANET. Система являлась распределенной и называлась системой доменных имен или DNS (Domain Name System). Она выполняла те же функции, что и hosts.txt – позволяла транслировать более легкие для использования имена в адреса компьютеров. В том же ноябре Постел опубликовал план перехода к новой системе.
Особенностью системы являлось то, что она была иерархической, беря свое начало с так называемой корневой зоны, содержащей список доменов верхнего уровня. Осенью 1984 года Постел предложил 5 доменов верхнего уровня .gov, .mil, .edu, .com, и .org. Не желая вдаваться в дискуссию о семантике этих имен, которая уже началась, он опубликовал это предложение как «Официальную политику, утвержденную IAB и DARPA». В этом же документе была определена политика относительно национальных доменов – их регистрация проводилась в соответствии с двухбуквенным кодом (т.н. alpha-2) таблицы ISO 3166-1. В результате, начиная с 1985 года ответственность за администрирования корневой зоны также легла на Джона Постела. Услуги регистрации и сопровождения стал выполнять информационный центр DDN-NIC исследовательским институтом SRI International.
Процесс регистрации и сопровождения таких критических ресурсов как адресное пространство и других идентификаторов тоже требовал больших ресурсов, чем записная книжка. В 1987 году функция регистрации и сопровождения базы данных распределения адресных блоков также перешла к информационному центру SRI. Таким образом к конце 1980-х DDN-NIC стал де-факто IANA. Руководил этой деятельностью по-прежнему Джон Постел.
Поскольку SRI в целом финансировалась министерством обороны США постоянно поднимался вопрос субсидирования «гражданской» части регистратуры. Решением стал грант NSF, который стал финансировать “гражданскую” часть. В то же время стремительными темпами развивался Интернет в Западной Европе и делегирование адресных блоков уже происходило не только «гражданским» сетям, но и сетям в других государствах. Началась делегация национальных доменов. Структура информационного центра DDN-NIC все меньше подходила для этой роли. Таким образом к началу 1990-х встал вопрос о физическом разделении информационного центра.
Гражданский Интернет
На выполнение функций IANA для «гражданского» Интернета был объявлен тендер, который был выигран в то время неизвестной небольшой компанией NSI (Network Solutions, Inc.). Это стало неожиданностью. Передача функций обслуживания корневой зоны DNS и регистратуры адресных блоков от «ветерана» Интернета SRI International к незнакомому игроку явилась значительным событием.
Собственно процесс передачи оказался болезненным, с ошибками и сюрпризами, вызвавшими недовольство технического сообщества IETF. К концу 1991 года этот процесс был завершен и IANA обосновалась в Вирджинии. В 1992 году в ходе нового проекта NSF родилась концепция инфоцентра InterNIC, полностью ориентированного на «гражданский» Интернет. В 1993 году NSF объявила тендер на осуществление регистрационных услуг InterNIC, победителем которого стала все та же компания NSI. Кооперативное соглашение – форма контрактов NSF — предоставил NSI монопольные права на регистрацию доменов второго уровня в .com, .org и .net в порядке очередности получения заявок. Хотя контракт был между NSF и NSI, регистрационные услуги однозначно подразумевали IANA.
Изначально регистрация производилась бесплатно, за счет финансирования NSF. Однако по мере роста числа регистраций и, соответственно расходов на их сопровождение, вопросы финансирования встали на повестку дня. На повестку для встал вопрос возможности платной регистрации.
В марте 1995 год компания NSI была куплена контрактором минобороны компанией SAIC в совет директоров которой входили бывшие сотрудники силовых министерств и ведомств США. Через несколько месяцев после этого в мире доменных имен произошли существенные изменения, напрямую связанные со стратегией приватизации Интернета, проводимой NSF.
Приватизация
В сентябре того же 1995 года к Кооперативному Соглашениию между NSF и NSI была принята поправка №4, позволившая последней взимать взносы за регистрацию имен в доменах верхнего уровня .org, .net и .com. Это решение не только избавило NSF от всё растущих субсидий на поддержку регистраций, поправило плачевное состояние бюджета NSI, но и предоставило NSI доступ к поистине золотой жиле.
Хотя за Постелом оставалось последнее слово в вопросах изменения корневой зоны, коммерциализация доменов верхнего уровня и в особенности .com дала начало дискуссиям о вопросах администрирования и управления Интернетом, которые не прекращаются и сегодня.
Вопросы администрирования корневой зоны затрагивали интересы растущего числа разнообразных групп – начиная от новообразованных компаний, которым нужно было значащее имя в Интернете, до правообладателей торговых марок, видевших в DNS как возможности, так и опасности, до правительств государств, постепенно понимающих, что эти вопросы граничат с их суверенными интересами.
Формально NSI не имела права вносить изменений в корневую зону, но компания по-существу монопольно контролировала корневой уровень и чрезвычайно прибыльный бизнес доменов второго уровня. Это положение вещей вносило серьезный дискомфорт. Одним из путей изменения монополистической позиции в корне являлось возможность создания дополнительных доменов верхнего уровня. Но политика создания новый доменов отсутствовала и было непонятно, кто же de jure контролирует корень DNS.
Ситуация осложнялась фактом, что пятилетний договор между NSI и NSF истекал в 1998 году. В отсутствие NSF будущее управление корневой зоной было по меньшей мере непонятным.
При участии Джона Постела несколько инициативных групп начали активное обсуждение возможных моделей управления корневой зоной DNS. Одна из таких моделей была разработана группой под названием International Ad Hoc Committee (IAHC), специально для этого созданной под эгидой ISOC, IAB, IANA, МСЭ (Международного союза электросвязи), INTA (Международной ассоциации торговых марок) и WIPO (Всемирной организаций интеллектуальной собственности, ВОИС).
Структура управления корневым уровнем DNS в предложении IAHC и связанным с ним Протоколом о взаимопонимании gTLD-MOU выглядела следующим образом. Вместо создания множества новых доменов верхнего уровня и связанных с ними регистратур-регистраторов, работающих по модели NSI, но конкурирующим между собой, как это было предложено Постелом в его Проекте, комитет IAHC предлагал разделить функции регистратуры и регистратора, и стимулировать конкуренцию на уровне последних.
В рамках предложения предполагалось создание всего нескольких дополнительных доменов верхнего уровня, свободных от монополии NSI. Как было сказано в предложении «пространство имен верхнего уровня обеспечивает перераспределение избытка имен через структуру национальных доменов» и что создание новых доменов верхнего уровня «неизбежно приведет к дублированию регистрации, делая существующие проблемы, связанные с полезностью и жизнеспособностью структуры DNS Интернета только более сложными». В отношении национальных доменов предложение признавало суверенитет государств в определении политики.
Регистраторы получали равноправный доступ ко все доменам верхнего уровня. Они могли устанавливать собственные расценки за свои услуги, конкурируя между собой. Все Регистраторы являлись членами ассоциации регистраторов CORE (Council of Registrars, Совет Регистраторов), отвечающей за разработку правил, обеспечение необходимой координации, а также организационной и юридической поддержки. По замыслу IAHC, CORE должна была быть зарегистрирована как швейцарская некоммерческая организация в Женеве.
Вопросы разногласий в отношении доменных имен были решены путем установления 60-дневного пе- риода ожидания во время которого возможные споры должны были быть урегулированы специальными комитетами Всемирной Организации по Интеллектуальной Собственности (ВОИС, WIPO), т.н. Administrative Challenge Panels.
Официальная церемония подписания Протокола gTLD-MOU состоялась в мае 1997 года в Женеве. Более 200 организации подписали протокол, включая Международный Союз Электросвязи (МСЭ), уже упомянутый мной ВОИС и Всемирный Почтовый Союз (ВПС).
Тем не менее, протокол вызвал критику ряда организаций, которые видели в нем угрозу своим интересам. В первую очередь это была NSI, которая после окончания договора с NSF могла быть сведена до уровня регистратора с полной потерей своей монопольной позиции.
Протокол вызвал и серьезную озабоченность правительства США, которое видело в нем возможность передачи контроля над глобальной DNS межгосударственным организациям, например к МСЭ. Советник президента Клинтона Ира Магазинер (Ira Magaziner) вынужден был вмешаться. В июле 1997 года телекоммуникационное агентство NTIA министерства торговли США опубликовало проект приватизации DNS для публичного обсуждения. Этот проект призван был напомнить о de jure контроле правительства США за корневым уровнем и IANA, а также взять инициативу создания новой модели управления Интернетом в свои руки.
Проект во многом основывался на модели IAHC и содержал эскиз будущей некоммерческой организации, которой правительство США предполагало передать функции IANA, и которая была призвана обеспечивать координацию распределение имен, номеров и адресов. Также был предложен план демонополизации NSI, начиная с предоставления доступа к доменам .com, .org, .net другим регистраторам на равной основе и заканчивая передачу контроля за корневой зоной и ее мастер-сервером a.root-servers.net (Сегодня a.root-servers.net всего лишь один из 13 вторичных авторитетных серверов, обслуживающих корневую зону. Содержимое этой зоны все серверы получают от так называемого «спрятанного» мастер-сервера, обслуживаемого Verisign, после приобретения NSI в 2000 г.)
Значение этого проекта, как и последующего «Зеленого документа» (Green Paper — временный консультационный отчет для последующего (публичного) обсуждения, но без каких-либо обязательств к последующим действиям. Это, как правило, первый шаг на пути изменения законодательства или государственной политики. За «Зеленой Книгой» может последовать так называемая «Белая Книга» (White Paper) — официальный документ, разъясняющий цели и суть предполагаемого изменения или новой политики и предусматривающий в то же время опрос общественного мнения.) не всеми было понято однозначно. Комитет IAHC продолжал действовать согласно изначальному плану и в октябре 1997 года была создана ассоциация CORE.
За несколько месяцев до окончания договора между NSF и NSI, Джон Постел решил сделать «небольшой шаг в направлении» новой управляющей модели Интернета, когда «редакция и публикация корневой зоны будет осуществляться непосредственно IANA (см. письмо Постела операторам корневых серверов). Этот «тест» не вызвал энтузиазма в правительстве США и Магазинер убедительно попросил Постела прекратить его.
После этого события развивались также стремительно, но уже под контролем правительства США. За «Зеленой книгой» последовала «Белая книга», организация различных комитетов и форумов по разработке новой модели управления. Наиболее выдающимися из которых были IANA Transition Advisors Group ITAG (Группа советников по трансформации IANA) под предводительством Постела и анти-IAHC группа, под координацией которой прошла серия так называемых International Forum on the White Paper, IFWP (Международный Форум по Белой Книге). Но в то время как Форум организовывал встречи в различных точках земного шара и стимулировал обсуждение вопросов новой модели управления между членами Интернет-сообщества, ключевыми в процессе становления новой компании, которая получила название ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — Корпорация Интернета по распределению адресов и номеров), были коалиция IAHC во главе с Джоном Постелом и NTIA.
В сентябре 1998 года ICANN была зарегистрирована как некоммерческая корпорация в штате Калифорния, США. Функции IANA естественным образом перешли в ICANN.
IANA сегодня
За время своего существования IANA превратилась в центральную регистратуру различных параметров Интернета в трех областях:
- Протоколы Интернета, где IANA отвечает за присвоение различных параметров (операционных кодов, номеров портов и протоколов, идентификаторов объектов), которые используются разно- образными протоколами Интернета, в подавляющем большинстве разработанными IETF.
Система доменных имен DNS, где IANA отвечает за содержимое корневой зоны и обслуживание запросов на ее изменение. Адресное пространство IP, где IANA обслуживает глобальный пул, часть которого распределяется между Региональными Интернет-Регистратурами (РИР), часть предназначается для системы мультикаст, а часть зарезервирована IETF для будущего использования.
То есть в независимой децентрализованной культуре Интернета IANA отвечает за три централизованные, иерархические и чрезвычайно важные базы данных и связанные с ними услуги.
- В начале 2000 года, между NTIA и ICANN был заключен договор на предоставление функций IANA, постфактум легитимирующим поглощение ICANN IANA, но также восстанавливающий контроль правительства США за этими ключевыми функциями. Этот договор перезаключался 4 раза и пережил значительное число различных поправок. Именно этот договор подразумевается в заявления NTIA, когда речь идет о роли правительства США в координации глобальной системы DNS. Прекращение действия этого договора и его замена моделью самоуправления является сутью процесса передачи. Но о нем мы поговорим в следующей статье.