Политика №18, июнь 2023

Социально-нормативные аспекты использования искусственного интеллекта в формате регуляторных позиций ЕС и Китая

Фото аватара
Мадина Касенова

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence), его внедрение и использование являются сегодняшней неоспоримой реальностью, влияющей как на жизнь конкретного человека, так и на общество в целом. В этой связи критически актуальным становится вопрос о том, в какой степени такое влияние будет позитивным или негативным в социальном аспекте, какой круг лиц будет затронут и в какой временной шкале, поскольку формат применения технологий искусственного интеллекта формируется уже в настоящее время. В данной статье рассмотрены некоторые нормативные регуляторные параметры порядка внедрения и управления использованием технологий искусственного интеллекта в Европейском Союзе и Китае, которые выдвигают самостоятельные нормативно-концептуальные модели, а также контекстно и в гипотетическом плане затрагивается вопрос о том, способны ли предлагаемые модели способствовать формированию дискурса существующей концепции «Good AI Society».

Интернет, диверсифицировавший возможности применения традиционных средств коммуникации, включая их развитие и дальнейшее совершенствование, объективно стал ключевым интеграционным элементом информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целом, а стремительное распространение использования интернет-технологий отразилось практически на всем комплексе многообразных общественных отношений, обусловив дискурс их нормативно-правовой регламентации. К началу XXIвека социальные реалии и регуляторная среда современных государств стали развиваться в парадигме «информационного общества» (Information Society), нормативные рамки которого, первоначально обозначенные на международном уровне[1], получили соответствующую конкретизацию в правопорядках государств[2]. Во втором десятилетии текущего века на первый план выдвинулись многокомпонентные технологии, аккумулируемые «искусственным интеллектом» (Artificial Intelligence), что не только высвечивает новый дискурс дальнейшего развитияинформационного общества per se, но также объясняет появление концепции «Good AISociety», которую на русский язык целесообразно перевести как «Общество с надлежащим использованием искусственного интеллекта» (далее – «Good AI Society»). Данная концепция, сформулированная европейским форумом AI4People, с акцентом на общесоциальный аспект, определила 20 рекомендаций, нацеленных на построение Good AI Society[3].

Регламентация сферы технологий искусственного интеллекта (далее – «ИИ/AI») в настоящее время осуществляется и на национальном, и на международном уровнях. Так, в национальных правопорядках уже более чем 60 государств, включая Россию[4], США, Великобританию, большинство государств Европы, Китай, Сингапур, Южную Корею и др., действуют (или находятся в стадии разработки и принятия) соответствующие акты политико-стратегического и законодательного характера, а также нормативные рекомендательные правила (корпоративные кодексы поведения, технические стандарты и проч.). Соответствующие усилия предпринимаются на международном уровне и сопрягаются с согласованием глобального комплекса принципов, правил, стандартов ИИ/AI, о чем свидетельствуют, в частности, нормативные документы Международного союза электросвязи (МСЭ)[5], Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[6] и иных международных организаций и форумов.

Несмотря на широту и многоаспектность использования понятия «искусственный интеллект» на национальном и международном уровнях, собственно сама дефиниция характеризуется плюрализмом и неоднозначностью определений ее содержательного объема, что объективировано не только разным уровнем технологического развития стран, но и во многом мотивировано соответствующими политико-правовыми приоритетами государственного регулирования сферы ИИ/AI, включая нацеленность на построение Good AI Society. Между тем, нельзя не обратить внимание на некое консолидированное понимание того, что ИИ/AI охватывает комплексный кластер интеллектуальных технологий и алгоритмов, начиная от программного обеспечения для машинного обучения и заканчивая приложениями для обработки естественного языка и робототехникой, обладающими беспрецедентной способностью имитировать когнитивные функции человека, реагировать на стимуляцию в соответствии с традиционными реакциями людей в целях адаптивного принятия решений, обычно требующих знаний человека и его аналитических возможностей.

Принимая во внимание существующий плюрализм регламентации сферы ИИ/AI, в т.ч. определенную фрагментарность национальных позиций, в ряде зарубежных исследований в компаративном ключе предметно анализируются существующие концепции управления использованием технологий ИИ/AI не только в различных государствах (США, Великобритания, Китай, Сингапур, Южная Корея[7]), но также в Европейском Союзе (далее – «Евросоюз» или «ЕС») как международной региональной организации интеграционного типа, обладающей самостоятельной правосубъектностью и объединяющей юрисдикции 27 стран-членов общими институциональными и нормативно-правовыми рамками. Актуален нарратив сопоставления регуляторных подходов Евросоюза и Китая, т.к. и Евросоюз, и Китай в настоящее время являются геополитически значимыми лидерами в разработке, внедрении и комплексном регулировании технологий ИИ/AI[8], при этом интерпретируя в «западно-европейском» и «китайском» ключе такие основополагающие ценности, как права человека, открытость источников данных, обмен данными, конфиденциальность персональных данных, достоинство личности, этика и прочее. Ограниченные рамки статьи позволяют лишь в общем плане обозначить относящиеся к сфере ИИ/AIбазовые нормативно-правовые акты Евросоюза и Китая, однако это, как представляется, так или иначе может высветить некоторые регуляторные параметры порядка внедрения и управления использованием технологий ИИ/AI.

Евросоюз, нацеленный стать глобальным лидером в сфере ИИ/AI, при формировании соответствующей «регуляторной среды» исходит из необходимости опоры на общие ценности ЕС, требования защиты фундаментальных прав и приоритетного обеспечения снижения потенциальных этических рисков при использовании технологий ИИ/AI. В связи с тем, что комплекс правил и действий, предметно направленный на формирование регуляторной среды ИИ/AI, модерирует и мониторит Комиссия Евросоюза (далее – «Еврокомиссия»), в апреле 2021 года ею определен пакет мероприятий, определенный в следующих документах и актах.

Во-первых, в представленном «Коммюнике по содействию развития европейского подхода к ИИ/AI»[9] закреплена основа регламентации технологий ИИ/AI в Евросоюзе, которая зиждется на ранее принятых программно-стратегических документах руководящих органов ЕС и действующих нормативно-правовых актах. В частности, в этом ряду: «Декларация о сотрудничестве в области ИИ/AI»[10]; «Руководство по этике для надежного ИИ/AI»[11], разработанное Группой экспертов ЕС высокого уровня по искусственному интеллекту; «Белая книга. Об искусственном интеллекте – европейский подход к совершенству и доверию»[12] и др. Во-вторых, Еврокомиссия представила «Совместный скоординированный план Евросоюза по искусственному интеллекту»[13], содержащий позиции государств-членов ЕС и закрепляющий ключевые стратегические задачи, inter alia касающиеся инноваций и инвестиций в технологии ИИ/AI; устранения «страновой» фрагментации регулирования сферы ИИ/AI; расширения сегментов внедрения ИИ/AI в частном и государственном секторах и т.д. В-третьих, Еврокомиссия представила предложения о принятии двух законодательных актов, а именно: «Регламента ЕС, устанавливающего гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта»[14] (далее – «Регламент ИИ/AI») и «Директивы ЕС о применении правил о внедоговорной гражданской ответственности по отношению к искусственному интеллекту»[15], устанавливающей единые правила возмещения причиненного ущерба при применении систем ИИ/AI.

Комплекс названных документов и актов уже сейчас определяет скоординированную нормативно-правовую рамочную базу регулирования сферы ИИ/AI в масштабе ЕС, а ее центральным звеном становятся горизонтальные законодательные инструменты Евросоюза (регламент, директива), которые, с одной стороны, полноценно коррелируют с существующим правовым регулированием Евросоюза, которое применяется к секторам, где системы ИИ/AI внедрены или будут использоваться в будущем, с другой стороны, основаны на фундаментальных ценностях и принципах, ориентированных на защиту прав широкого круга потребителей и лиц в ЕС. Учитывая функциональную значимость принятия Регламента ИИ/AI как законодательного акта вторичного права, сфера которого охватывает не только правопорядки государств-членов ЕС, но также юрисдикцию стран Европейской экономической зоны, объединяющей Исландию, Лихтенштейн и Норвегию, следует кратко отметить следующее.

Регламент ИИ/AI принимает во внимание, что большинство систем ИИ/AI не представляют риска и способны решать множество социальных задач, однако некоторые системы ИИ/AI сопряжены с рисками и издержками, которые подлежат учету с тем, чтобы избежать негативных последствий при применении таких систем. Закрепляя необходимости пропорционального учета рисков, Регламент ИИ/AI предусматривает их ранжирование по четырехуровневой градации: неприемлемый, высокий, ограниченный, минимальный риск/отсутствие риска[16] (см. рисунок 1).

Рис. 1. Градация рисков применения ИИ/AI.

Все системы ИИ/AI, сопряженные с неприемлемым риском – запрещаются. В отношении систем ИИ/AI с высоким риском (такие как критическая транспортная инфраструктура, компоненты безопасности продукции, дистанционное биометрическое распознавание, оценка кредитоспособности лиц и проч.) устанавливаются требованияex ante и ex post-регулирования, предусматривается их регистрация в базе данных ЕС, а также закрепляются строгие обязательства для соответствующих пользователей ИИ/AI и поставщиков приложений ИИ/АI. Для систем ИИ/AI с ограниченным риском (например, чат-боты) предусмотрены требования соблюдения обязательств транспарентности, вытекающие из того, что пользователи взаимодействуют с машиной, и они должны иметь возможность принять обоснованное решение продолжать или прекратить этот контакт. Регламент ИИ/AI допускает безвозмездное использование систем ИИ/AI с минимальным риском (приложения видеоигр с поддержкой ИИ/AI, спам-фильтры и проч.). Согласно Регламенту ИИ/AI, до размещения на рынке или введения в эксплуатацию в ЕС все системы ИИ/AI должны пройти оценку соответствия, а регулирование не связанных с высоким риском систем ИИ/AI может основываться на кодексах поведения.

Важно закрепление в Регламенте ИИ/AI ряда положений, касающихся порядка использования технологий и услуг ИИ/AI с тем, чтобы такое использование отвечало моральным и этическим требованиям, было подотчетным, прозрачным. К примеру, продвижение и достижение этических результатов использования технологий ИИ/AI основывается на защите основных прав потребителей, в частности, посредством введения запрета алгоритмов ИИ/AI, использующих персональные данные, когда такого рода алгоритмы демонстрируют пользователям лишь определенный тип информации или когда потребитель не имеет возможности отказаться от таргетинга. Следствием нарушения установленных нормативных положений Регламента ИИ/AI является наложение штрафных санкций в размере до 6% от мирового оборота или 30 миллионов евро, в зависимости от того, какая сумма больше[17].

Китай опережает многие развитые страны в плане нормативного регулирования ИИ/AI и, продолжая наращивать свои усилия, стремится не только установить «золотой стандарт ИИ/AI на Востоке», но и распространить свою регуляторную нормативно-концептуальную модель ИИ/AI в глобальном масштабе[18]. Китай ориентирован на инновации, в т.ч. обеспеченные значительным государственным финансированием, в индустрию ИИ/AI (на общую сумму 1,6 триллиона евро) с тем, чтобы китайский рынок ИИ/AI к 2025 году достиг отметки 61,855 миллиарда долларов, а к 2030 принес годовой доход в размере 154,638 миллиарда долларов.

Сущностное понимание предпринимаемых Китаем регуляторных усилий в сфере ИИ/AI невозможно без контекстного учета следующих ключевых моментов. Будучиунитарным государством с автономными образованиями, в сфере ИИ/AI Китайформирует «триединый» регуляторный комплекс, охватывающий общенациональный, региональный (провинции) и локальный уровни, при этом сфера действия принимаемых в Китае нормативно-правовых актов, как правило, распространяется на его т.н. материковую часть. Определяющее значение для законодательства и правоприменения имеют программные документы компартии Китая (далее – «КПК») и его руководящих госорганов, поскольку Китай поддерживает жестко-централизованное государственное («вертикально-ориентированное») регулирование всех общественных отношений, с социальным дискурсом приоритетного обеспечения «общего процветания нации и общества».

Национальный уровень регулирования технологий ИИ/AI определен в основополагающем политическом документе Госсовета Китая – «План развития искусственного интеллекта нового поколения»[19] (далее – «План AIDP»). Устанавливая параметры регулирования сферы ИИ/AI, План AIDP содержит основные этапы развития, геополитические, фискальные, юридические, этические цели в отношении технологий ИИ/AI, предусматривает создание базы для сотрудничества между научно-исследовательскими учреждениями, предприятиями частного сектора и вооруженными силами Китая. Согласно Плану AIDP, до 2030 года намечено решение триединой задачи: обеспечение ключевых проблем НИОКР (R&D); разработка широкого ассортимента продукции и приложений ИИ/AI; масштабное развитие индустрии ИИ/AI с охватом больших данных, алгоритмических композиций роевого интеллекта (Swam Intelligence), гибридного усовершенствованного интеллекта (HybridEnhanced Intelligence), автономных интеллектуальных систем (Autonomous IntelligentSystems). В настоящее время, наряду с Планом AIDP, приоритетное и долгосрочное развитие технологий ИИ/AI (до 2030 года) основывается на принятом Всекитайским собранием народных представителей политическом документе – «14-й пятилетний план социально-экономического развития Китая»[20].

План AIDP стал основой принятия ряда нормативных документов правового и рекомендательного характера. Следует назвать «Нормативные правила администрирования глубокого синтеза информационных интернет-услуг»[21] (далее – «Правила глубокого синтеза интернет-услуг»), принятые совместно Административным ведомством Китая по киберпространству (CAC), Министерством промышленности и информационных технологий (MIIT) и Министерством общественной безопасности (MPS) и вступившие в силу в январе 2023 года. Названный документ inter aliaопределяет параметры инновационных вариантов использования ИИ/AI; регламентирует порядок управления данными цифровых платформ в генерируемом ИИ/AI контенте (т.н. deep fake); устанавливает требования к деятельности поставщиков услуг глубокого синтеза в плане способов производства контента, создаваемого ИИ/AI(в т.ч. технологии медиаконтента, связанные с созданием/изменением текстовых материалов, голосового контента, преобразованием текста в речь и использованием голосовой атрибутики, преобразованием биометрических признаков на изображениях и видеоконтенте, таких как генерация лица, замена лица или манипуляция жестами, 3D-реконструкция, цифровое моделирование и другие технологии, создающие или изменяющие 3D-модели). Предусматривая расширение надзорных функций правительства Китая за технологиями и услугами глубокого синтеза, рассматриваемый документ охватывает широкий круг лиц: «поставщиков услуг глубокого синтеза» (компании, предлагающие услуги глубокого синтеза и предоставляющие техническую поддержку), «пользователей услуг глубокого синтеза» (физические/юридические лица, организации, использующие глубокий синтез для создания, дублирования, публикации или передачи информации).

Немаловажно отметить, что Китай не игнорирует регуляторные подходы, нормативно-правовые принципы, правила и т.д., разработанные и действующие в иных национальных правопорядках. Во-первых, можно упомянуть «Правила по управлению алгоритмическими рекомендациями служб IIS» (2022)[22], принятые китайским интернет-регулятором (Управление киберпространства Китая, CAC). Поскольку проверка влияния крупных технологических компаний и контроль их деятельности является одним из важных приоритетов Китая, названный документ устанавливает требования, ограничивающие функционирование интернет-платформ, занимающих монопольное и/или преимущественное положение на рынке, и, в частности, предусматривает ответственность поставщиков персонализированных рекомендаций в мобильных приложениях, основанных на технологиях ИИ/AI. С одной стороны, документ, по сути, вводит алгоритмическое курирование контента, обязывая поставщиков поддерживать «основные ценностные ориентации» и «активно распространять положительную энергию» в ключевых сегментах, включая сферу ИИ/AI.С другой стороны, содержание указанного документа с очевидностью свидетельствует о его корреляции с двумя законодательными актами Евросоюза, а конкретно, Регламентом (ЕС) 2022/1925 о конкурентных и справедливых рынках в цифровом секторе (Акт о цифровых рынках, DMA)[23] и Регламентом 2022/2065 о едином рынке цифровых услуг (Акт о цифровых услугах, DSA)[24].

Во-вторых, следует отметить ряд актов, содержащих рекомендательные нормы «мягкого права», преимущественно имеющие моральное и этико-мировоззренческое значение, а в регуляторном плане нацеленых на этические стандарты и «интеграцию этики в весь жизненный цикл ИИ/AI». Так, в «русле европейского подхода» можно рассматривать «Этические принципы ИИ/AI» (2019)[25], «Этический кодекс для ИИ/AIнового поколения» (2021)[26], «Этические требования к искусственному интеллекту нового поколения» (2021)[27], принятые Китайским национальным профессиональным комитетом по управлению искусственным интеллектом нового поколения. Аналогичный свод норм «мягкого права» представляют собой «Руководящие принципы по предотвращению этических рисков безопасности искусственного интеллекта»[28], опубликованные китайским органом по стандартизации кибербезопасности (2021). Вместе с тем, Китай запланировал осуществить кодификацию этических норм ИИ/AI и к 2025 году принять соответствующий законодательный акт[29], что, несомненно, является признаком введения жестких мер правового регулирования в этом плане. Сказанное подтверждается нормами указанных выше «Правил глубокого синтеза интернет-услуг» и «Положения об управлении алгоритмическими рекомендациями служб IIS».

Едва ли будет преувеличением отметить доминирующую роль общенационального регулирования сферы технологии ИИ/AI, однако немаловажное значение имеют региональный (провинции) и локальный уровни, с учетом того, что определение их параметров ориентировано и строго подчинено политико-стратегическим и законодательным целям «центрального правительства» и руководящим документам КПК. В этой связи надлежит назвать два документа, принятые в 2022 году: «Шанхайские правила по содействию развития индустрии ИИ/AI»[30] и «Положение о развитии индустрии искусственного интеллекта в Шэньчжэньской особой экономической зоне»[31].

                                         ***

Регуляторные позиции в сфере ИИ/AI Евросоюза и Китая рассмотрены достаточно кратко и в описательном ключе, однако сумма вышеизложенного позволяет отметить следующее. Евросоюз и Китай предлагают самостоятельные нормативно-концептуальные модели внедрения и управления использованием ИИ/AI. На первый взгляд, формат регуляторных позиций ЕС и Китая в целом можно считать сходными, в силу того, что и ЕС, и Китай нацелены на последовательное укрепление глобального лидерства в сфере ИИ/AI, улучшение социальных результатов внедрения и использования ИИ/AI, комплексное содействие увеличению объема инноваций при одновременном соблюдении этических норм применения ИИ/AI, снижение потенциальных издержек и рисков т.д. Тем не менее, существующее сходство скорее формальное, чем сущностное, поскольку ключевые различия формата регуляторных позиций ЕС и Китая отражаются в том, что Евросоюз исходит и стимулирует «горизонтально-направленный» инструментарий регулирования технологий ИИ/AI, выдвигая модель, ориентированную на общедемократические ценности, открытость источников данных, защиту персональных данных, конфиденциальности пользователей и т.д. («европейская модель ИИ/AI»), в то время как Китай опирается на «вертикально-ориентированный» подход, когда приоритет отдается обеспечению «процветания нации и общества в целом» («китайская модель ИИ/AI»). При этом следует констатировать, что обе модели ИИ/AI могут в той или иной мере быть восприняты и адаптивно использованы в правопорядках других государств, что так или иначе будет содействовать формированию дискурса Good AI Society в различных его интерпретациях.

 

Комментарии:

[1] См. «Окинавская хартия глобального информационного общества» (2000), принятая главами государств «Группы восьми» (G8). СПС КонсультантПлюс. Комплекс актов Всемирного саммита на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS) – Женева 2003, Тунис 2005, а также документы Форума информационного общества WSIS, функционирующего на ежегодной основе. URL: https://www.itu.int/net4/wsis/forum/2023/

[2] Например, указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и др. СПС КонсультантПлюс.

[3] AI4People. URL: https://www.eismd.eu/ai4people/

[4] «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утверждена указом президента РФ от 10.10.2019 № 490; Предварительный национальный стандарт РФ. «Системы искусственного интеллекта в клинической медицине. Часть 10. Процессы жизненного цикла» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 08.11.2022 № 91-пнст). СПС КонсультантПлюс

[5] ITU AI technologies. URL: https://www.itu.int/en/action/ai/Pages/default.aspx

[6] The OECD Framework for Classifying AI Systems to assess policy challenges and ensure international standards in AI. URL: https://oecd.ai/en/wonk/classification

[7] Digital Transformation Monitor USA-China-EU plans for AI: where do we stand? URL:https://ati.ec.europa.eu/sites/default/files/2020-07/USA-China-EU%20plans%20for%20AI%20-%20where%20do%20we%20stand%20%28v5%29.pdf

[8] См., например, об этом: Huw R., Cowls J., Hine E, Morley J., Wang V, Taddeo M. Governing artificial intelligence in China and the European Union: Comparing aims and promoting ethical outcomes. URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01972243.2022.2124565

[9] Communication on Fostering a European Approach to AI. URL:https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/communication-fostering-european-approach-artificial-intelligence

[10] Declaration of cooperation on Artificial Intelligence (2018). URL:https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/news/eu-member-states-sign-cooperate-artificial-intelligence

[11] Ethics Guidelines for Trustworthy Artificial Intelligence (2019). URL:https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/ethics-guidelines-trustworthy-ai

[12] White paper. On artificial intelligence— a European approach to excellence and trust (2020). URL:https://commission.europa.eu/publications/white-paper-artificial-intelligence-european-approach-excellence-and-trust_en

[13] Coordinated Plan on Artificial Intelligence (2021). URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/coordinated-plan-artificial-intelligence-2021-review

[14]Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council Laing Down Harmonised Rules of Artificial Intelligence (Artificial Intelligence Act) and Amending Certain Union Legislative Acts. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52021PC0206

[15] Directive of the European Parliament and of the Council on adapting non-contractual civil liability rules to artificial intelligence (AI Liability Directive 2022). URL:https://commission.europa.eu/system/files/2022-09/1_1_197605_prop_dir_ai_en.pdf

[16] См. подробнее: URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/regulatory-framework-ai

[17] Предполагается, что после проведения в 2023 г. первых оценок соответствия систем ИИ/AI, Регламент ИИ/AI в 2024 может вступить в силу. См. подробнее: Основные этапы регуляторной политики ЕС сферы ИИ/AI. URL:  https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/european-approach-artificial-intelligence

[18] Lee, K. F. 2018. AI superpowers: China, Silicon Valley, and the new world order. New York: Houghton Mifflin Harcourt. URL:https://bawar.net/data0/books/5c711041c66e0/pdf/AI_Superpowers,_China,_Silicon_Valley_and_the_New_World_Order_-_Kai-Fu_Lee.pdf

[19] A New Generation Artificial Intelligence Development Plan (2017). URL:  https://digichina.stanford.edu/work/full-translation-chinas-new-generation-artificial-intelligence-development-plan-2017/

[20] Китайские эксперты о новом Пятилетнем Плане КНР. URL: https://cceis.hse.ru/data/2021/03/29/1386510407/14-%D1%8F%20%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0.pdf

[21] Provisions on the Administration of Deep Synthesis Internet Information Services (2022). URL:https://www.chinalawtranslate.com/en/deep-synthesis/

[22]Internet Information Service Algorithmic Recommendation Management Provisions. URL:  https://digichina.stanford.edu/work/translation-internet-information-service-algorithmic-recommendation-management-provisions-effective-march-1-2022/

[23] Регламент (ЕС) 2022/1925 Европейского парламента и Совета от 14 сентября 2022 года о конкурентных и справедливых рынках в цифровом секторе и внесении изменений в Директивы (ЕС) 2019/1937 и (ЕС) 2020/1828. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32022R1925

[24] Регламент (EU) 2022/2065 Европейского парламента и Совета от 19 октября 2022 года о едином рынке цифровых услуг и внесении изменений в Директиву 2000/31/EC. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32022R2065&qid=1666857835014

[25] Fung, P., Etienne, H. Confucius, cyberpunk and Mr. Science: comparing AI ethics principles between China and the EU. AI Ethics (2022). URL:  https://doi.org/10.1007/s43681-022-00180-6

[26] Code of Ethics for New Generation AI in 2021. URL: https://cset.georgetown.edu/publication/ethical-norms-for-new-generation-artificial-intelligence-released/ https://cset.georgetown.edu/publication/ethical-norms-for-new-generation-artificial-intelligence-released/

[27] New Generation Artificial Intelligence Ethics Specifications. URL: https://techbeacon.com/enterprise-it/what-you-need-know-about-chinas-ai-ethics-rules

[28] The Guidelines for Artificial Intelligence Ethical Security Risk Prevention https://techbeacon.com/enterprise-it/what-you-need-know-about-chinas-ai-ethics-rules

[29] Making Sense of China’s AI Regulations.URL: https://www.holisticai.com/blog/china-ai-regulation Making Sense of China’s AI Regulations.URL: https://www.holisticai.com/blog/china-ai-regulation

[30] Shanghai Regulations on Promoting the Development of the AI Industry URL:https://www.holisticai.com/blog/china-ai-regulation

[31] Regulations on Promoting Artificial Intelligence Industry in Shenzhen Special Economic Zone. URL:https://cset.georgetown.edu/publication/regulations-for-the-promotion-of-the-artificial-intelligence-industry-in-shenzhen-special-economic-zone/