Эволюция IANA: подготовка новой фазы
Андрей РобачевскийМы продолжаем серию статей, рассказывающих об истории и эволюции IANA, включая текущую стадию передачи надзорной роли правительства США в руки международного сообщества. Сегодня мы остановимся на структуре IANA, рассмотрим вопросы разделения ролей определения политики, надзора и исполнения. Наконец, расскажем о сути проектов передачи, операционными сообществами, — параметров протоколов, номерных ресурсов и имен. А также — о спорных вопросах и процессе формирования согласованного предложения.
Cоздание ICANN обозначило важную веху в системе координации централизованных функций Интернета – администрирование корневой зоны, глобального пула адресного пространства IP и уникальных параметров протоколов Интернета.
В духе стратегии приватизации Интернета была создана формально независимая от правительства США частная корпорация. В духе общей тенденции глобализации Интернета в процесс принятия решений относительно администрирования этих критических ресурсов были вовлечены глобальные сообщества. Часть этих сообществ, например, сообщество разработчиков протоколов IETF, адресное сообщество вокруг РИРов, сформировалась в ходе эволюции Интернета и функционировала в соответствии с нормами и политиками, проверенными практикой. С именами дело обстояло гораздо сложнее.
Монопольная позиция NSI в отношении администрирования корневой зоны и основных доменов верхнего уровня была причиной отсутствия организованного сообщества, объединенного общими интересами, совместно принятыми правилами и политиками. Для заполнения этого пробела сообщество имен в рамках структуры ICANN было организовано следующим образом:
- Представители администрации национальных доменов были объединены в организацию поддержки национальных доменов – ccNSO.
- Для общих доменных имен также была создана организация поддержки – GNSO, однако ее структура оказалась куда более сложной и отражала широкий круг заинтересованных сторон: коммерческих организаций (бизнес, интеллектуальная собственность, интернет сервис-провайдеры), некоммерческих организаций, а также регистратур и регистраторов.
- Наконец, интересы интернет-пользователей и правительств государств были учтены путем создания консультационных комитетов – ALAC (At-Large Advisory Committee) и GAC (Government Advisory Committee).
Описанная выше структура представляет органы, принимающие решения и определяющие политику, на основании который IANA создает и обслуживает соответствующие реестры. При этом IANA, оставаясь подразделением ICANN, выполняет административные функции и не принимает активного участия в разработке политик.
Определение политик, обслуживание регистратур и надзор
Для того, чтобы лучше увидеть роль NTIA и других участников «экосистемы» IANA (Рис. 1), стоит поподробнее остановиться на трех основных аспектах глобальной регистратуры – политики, исполнения и надзора.
Задачей всех вышеописанных структур принятия решений в отношении IANA является выработка соответствующих политик, начиная от создания специальных реестров и заканчивая правилами внесения изменений.
Так, сообщество IETF в процессе разработки протокола определяет необходимость создания реестра и правила его сопровождения. Эта “политика” документируется в разделе “IANA considerations” соответствующего стандарта. Документ RFC 5226 «Guidelines for Writing an IANA Considerations Section in RFCs» содержит практические рекомендации по разработке таких правил и их документации в этом разделе. Хочу отметить, что ICANN в плане разработки или утверждения таких правил не имеет никакой роли.
В отношении номерных ресурсов – IP адресов и номеров автономных систем – дело касается утверждения глобальных политик – правил управления глобальным пулом номерных ресурсов, который администрирует IANA. Сами политики разрабатываются РИР-сообществами, но затем утверждаются ASO (Address Supporting Organization, Организация поддержки адресов) ICANN. Заключительным шагом является ратификация глобальной политики советом директоров ICANN. Эти политики действительны только в отношении реестров так называемых глобальных номерных ресурсов, делегированных РИРам для последующего распределения. Часть адресного пространства (и соответствующие реестры) обслуживается в соответствии с политикой IETF и является либо зарезервированной, либо предназначенной для специального использования (см., например, www.iana.org/assignments/iana-ipv4-special-registry/iana-ipv4-special-registry.xhtml).
Разработка политики в отношении доменов верхнего уровня, общих и национальных, происходит в рамках соответвтующих организаций поддержки и координируется соответствующими советами – советом ccNSO и советом gNSO. Политики утверждаются советом директоров ICANN. Замечу, что большинство политик и рекомендаций, разработанных этими сообществами, непосредственно к IANA отношения не имеют. Эти политики регулируют деятельность регистраторов имен второго уровня в общих доменах верхнего уровня. Основные же правила, относящиеся к администрированию корневой зоны, либо внешние (как, например, допустимые имена национальных доменов, определяемые стандартом ISO 3166-1), либо проходят как инструкции и рекомендации, разработанные самой ICANN (например, процесс ре-делегирования).
Сама же IANA выполняет сугубо административную функцию, а именно обслуживает запросы на изменение соответствующих реестров:
- Для доменных имен – собственно корневую зону, файл хинтов*, и базу данных доменов верхнего уровня, т.н. whois, содержащую помимо прочего контактную информацию администратора домена. В зону ответственности IANA также входит регистрация имен в домене .int, а также информация и реестры, относящиеся к DNSSEC – ключи точек доверия, материалы церемоний подписания и т.п. (https:// www.iana.org/domains).
- Для номерных ресурсов – реестры глобальных адресов и реестры номеров автономных систем (https://www.iana.org/ numbers).
- Для параметров протоколов – различные реестры для протоколов, разработанных IETF (https://www.iana.org/protocols).
Наконец, функцию надзора выполняет правительство США в лице NTIA, поскольку именно это агентство министерства торговли является держателем договора на предоставление услуг IANA. Этот договор, как я говорил в предыдущей статье, был заключен в начале 2000 года и фактически легитимировал поглощение ICANN IANA, но также восстановил контроль правительства США над этими ключевыми функциями.
В рамках стандартной практики правительства США происходит периодическое перезаключение этого договора, формально открывающее возможность для других, кроме ICANN, претендентов завоевать этот контракт и стать IANA. Хотя бы на три года** .
Для доменных имен NTIA выполняет еще и дополнительную надзорную функцию – а именно утверждает любые изменения в корневой зоне и базе данных whois. Целью этой функции является проверка, что при обслуживании запроса на изменение ICANN следовала существующим правилам и процессу. Без этого утверждения Verisign, которая собственно технически обслуживает и публикует корневую зону, изменений в нее не внесет.
О передаче именно этой надзорной функции и шла речь, когда NTIA опубликовала заявление о намерении передать ключевые функции глобальной системы имен DNS в руки мирового сообщества.
Адреса и протоколы
- В своем заявлении NTIA обозначила процесс разработки плана передачи и основные требования к нему. ICANN поручалось созвать заинтересованные стороны глобального интернет-сообщества для разработки плана. Результат должен быть поддержан широкими массами и удовлетворять четырем основным принципам:
- поддерживать и укреплять модель мультистейколдеризма;
- обеспечивать безопасность, стабильность и прочность системы DNS;
- удовлетворять потребности и ожидания глобальных потребителей и партнеров услуг IANA;
- поддерживать открытость Интернета.
Отдельной строкой было выделено условие, что роль NTIA не может быть передана государственной или межгосударственной организации.
В результате нескольких месяцев интенсивных дискуссий был согласован план создания плана передачи, согласно которому «операционные сообщества» — протоколов, номерных ресурсов и имен – должны разработать части плана, соответствующие их области деятельности, а созданная Координирующая группа (IANA Stewardship Transition Coordination Group, ICG) должна будет скомпилировать общий согласованный план, при этом не добавляя отсебятины.
Общий план предполагал, что все три части будут готовы к 15 января 2015 года, что позволит ICG консолидировать их в единое предложение, собрать комментраии, предоставить NTIA на рассмотрение, получить утверждение и перейти к исполнению. И все это – до окончания действия контракта 30 сентября 2015 года. Как вскоре стало понятно, план оказался нереалистичным.
План сообщества IETF разработать было достаточно просто – он по существу документировал статус кво. Присутствие NTIA в IETF ощущалось только при перезаключении контракта, который с точки зрения самого IETF был совершенно излишним. Дело в том, что уже в 2000 году между IETF и ICANN был заключен меморандум, определяющий роли ICANN как провайдера услуг IANA и IETF как потребителя этих услуг, документирующий требования к предоставляемым услугам, – другими словами, договор на предоставление услуг IANA. Каждая из сторон вправе расторгнуть данный договор с 6-месячным уведомлением.
Договор решает проблему подотчетности – если провайдер не выполняет оговоренных задач и не обеспечивает качества услуг, договор может быть расторгнут и найден новый провайдер.
Разработка плана проводилась в духе IETF согласно процессу разработки стандартов. Для этого была организована рабочая группа IANAPLAN – и к концу 2014 года консенсус был достигнут и план был готов. Структура этих взаимоотношений представлена на рис.2.
Сообщество номерных ресурсов взяло подход IETF за основу, однако выработало специальный процесс для разработки плана. Процесс разработки глобальных политик являлся слишком длительным (консенсус должен быть достигнут во всех региональных сообществах), чтобы иметь практическое применение. Вместо этого РИРы предложили создание небольшой группы из 15 представителей региональных сообществ (по три от каждого) для разработки и обсуждения плана, который получил название Консолидированного предложения РИР по координирующей роли (Consolidated RIR IANA Stewardship Proposal, CRISP).
Для номерных услуг IANA роль NTIA также сводилась к держателю контракта с ICANN. Эту роль предлагалось передать пяти РИРам, которыe, в свою очередь, заключили бы договор, или Соглашение об уровне услуг (Service Level Agreement, SLA) непосредственно с ICANN. Предлагалось также создать ревизионный комитет из представителей сообщества для контроля качества предоставляемых услуг. Эту роль предлагается совместить с существующей группой Совета ASO. Комитет имеет чисто консультативную роль, решения в плане пересмотра контракта или параметров предоставляемых услуг остается за РИРами.
Оставался один с виду незначительный момент, в отношении которого по не вполне понятным причинам IETF не решился занять сильную позицию. Я имею в виду торговые знаки и интеллектуальную собственность. Или, более конкретно, – знак и имя IANA, доменное имя iana.org и содержимое регистратур. Группе CRISP было очевидно, что если ICANN будет продолжать быть держателем этих ресурсов, это может существенно затруднить возможность перезаключения контракта и перехода к другому оператору – ключевой элемент решения вопроса надзора.
План CRISP предлагал передать эти ресурсы в руки независимой организации, а IETF Trust рассматривался в качестве возможного кандидата.
Таже одним из условий договора являлась возможность его расторжения без конкретных причин, но с достаточным уведомлением.
И этот план был готов в срок, и еще до 15 января был передан в группу ICG для рассмотрения. Схематично он представлен на рис.2.
Имена
С именами дело обстояло гораздо сложнее. Как видно из рисунка 1, вся деятельность сообщества имен тесно интегрирована в структуру самой ICANN. Другими словами, организации, представляющие интересы этого сообщества – ccNSO, gNSO, – сами являются частью ICANN. Поэтому простой подход договорных отношений, который был принят сообществами протоколов и номеров, здесь не работал.
Для разработки плана была создана группа CWG – Сквозная рабочая группа сообщества имен (также получившая название CWG-Stewardship, CWG-Координирующая роль). Рабочая группа была сформирована из представителей поддерживающих организаций и комитетов, имеющих отношение к именам: ccNSO, SSAC, GNSO, ALAC, GAC. В дополнение к этим 19 членам группы в дискуссиях приняли активное участие 137 “наблюдателей” (в принципе, эта категория была открыта для всех заинтересованных лиц), которые впоследствии были переименованы в “участников”. При этом утверждение консенсуса и принятие решений является прерогативой членов группы.
После продолжительных обсуждений, встреч и телеконференций сообщество имен предложило решить проблему подотчетности ICANN самой себе путем создания нового отдельного юридического лица «IANA после передачи» (Post Transition IANA, PTI) в форме некоммерческой корпорации (точнее – корпорации по обеспечению общественных интересов, зарегистрированной в штате Калифорния). В соответствии с планом, эта корпорация является филиалом или дочерней компанией ICANN, а ICANN – ее полным и единственным собственником.
В рамках предложения предполагалось, что ICANN заключит с PTI контракт на выполнение деятельности в качестве Оператора функций IANA (IANA Functions Operaotr, IFO) в части функций, связанных с именами. Весь персонал теперешнего отдела IANA и соответствующие ресурсы, процессы, данные и «ноу-хау» будут переданы PTI.
В структуре были предусмотрены два органа надзора – IFR (Группа проверки функций IANA) и CSC (Постоянный комитет потребителей). В задачу первого органа входит периодический (раз в несколько лет) анализ качества работы PTI на соответствие договору между ICANN и PTI, а также описанию работ IANA (IANA SOW) в части функций, связанных с именами. В задачу CSC входит оперативный контроль для обеспечения постоянного удовлетворительного качества исполнения функций IANA для прямых потребителей услуг, связанных с именами. Это, в первую очередь, операторы регистратур доменов верхнего уровня, но также и другие организации, например, операторы корневых серверов. Эти органы показаны на рис. 2.
Обслуживание корневой зоны
Не секрет, что хотя в задачу IANA и входит внесение изменений в корневую зону DNS, техническое обслуживание и публикация зоны в глобальной DNS выполняется компанией Verisign. Об истории этого соглашения, включая неудавшуюся попытку Джона Постела (Jon Postel) изменить его, я рассказывал в предыдущей статье «Эволюция IANA: от записной книжки Джона Постела до ICANN».
Удивительно, но этот ключевой элемент не попал в поле зрения группы CWG, предложение которой не содержит никаких требований касательно отношений между Оператором функций IANA и организацией, отвечающей за техническое обслуживание и публикацию – Verisign. В то же время этот элемент был подготовлен в ходе частных переговоров между ICANN и Verisign по просьбе NTIA. Сообщество потребовало, чтобы этот контракт прошел публичное обсуждение, но пока форма и содержание его неизвестно. В любом случае, это соглашение осталось за рамками предложения по передаче координирующей функции.
Также неясно будущее существующего соглашения между NTIA и Verisign. История этого договора берет начало в 1993 году. Изначально это был договор между NSI и NSF, позже перешедший в руки NTIA, по которому NSI, а затем Verisign выполняли функции технического обслуживания корневой зоны (внесение изменений и предоставление зоны корневым серверам), а также функцию регистратуры доменов .com, .net и .org. Этот договор сегодня содержит 32 поправки, отражающие постепенно менявшуюся роль Verisign от монополиста до аккредитованного регистратора и регистратуры доменов .com и .net.
Подотчетность
Хотя заключение договора с отдельной организацией-провайдером услуг IANA вроде бы передавало контроль за этой функцией сообществу, неувязка все же оставалась. В конце концов, ICANN заключала договор со свей же дочерней организацией, что хотя безусловно обеспечивало лучшее разделение функций определения политик от администрирования реестров и корневой зоны в соответствии с этими политиками, и прозрачность этих отношений, но по-прежнему оставляло значительную часть этого контроля в руках ICANN и ее Правления. Например, ICANN могла не утвердить или недопустимо урезать бюджет PTI, также ICANN могла вставлять палки в колеса, зайди речь о передаче функций IANA от PTI к какой-либо сторонней организации.
Поэтому неотделимым от вопроса передачи координирующей роли встал вопрос общей подотчетности ICANN. Простого решения здесь также не предвиделось.
Для решения этой проблемы была создана еще одна группа – Сквозная рабочая группа сообщества по повышению подотчетности ICANN (Cross-Community WG Group – Accountability, CCWG). В ее состав вошли 28 членов, номинированных поддерживающими организациями и комитетами ICANN, а также 169 участников.
Предложение CCWG, которое все еще находится в стадии разработки, призвано увеличить контроль сообщества в лице поддерживающих организаций и комитетов за действиями Правления. Например, досрочно отозвать члена Правления, делегированного организацией. Или расформировать Правление целиком. Сообщество также должно получить дополнительные полномочия в отношении обсуждения и возможного отклонения бюждета, стратегического плана и внесений изменений в устав. Также будет разработан процесс апелляций для разрешения конфликтов. Основным механизмом принятия решений предполагается использовать консенсус.
Что дальше?
Предложение CWG было передано в ICG 25 июня 2015 года. К концу июля был скомпилирован черновик общего предложения, который был открыт для общественного обсуждения. Период обсуждения длился до 8 сентября, а 29 октября группа выступила со следующим заявлением:
«Координирующая группа ICG закончила работу над предложением по передаче координирующей роли, за исключением одного незавершенного пункта. Часть предложения, относящегося к именам, зависит от релизации механизмов подотчетности ICANN, которые в настоящее время находятся в стадии разработки в рамках Сквозной рабочей группы сообщества по повышению подотчетности ICANN (CCWG). Перед отправкой заключительного предложения в NTIA через Правление ICANN ICG должна получить от CWG подтверждение того, что ее требования подотчетности выполнены».
Схема взаимоотношений в консолидированном предложении показана на рис. 2.
Общий процесс подготовки предложения представлен на рис. 3.
Сможет ли группа CCWG прийти к удовлетворительному соглашению в ближайшее время? Выскажет ли Правление ICANN особое мнение при передаче окончательного предложения NTIA? Как пойдет процесс обсуждения внутри правительства США и какую роль будет играть Конгресс? Сможет ли NTIA дать зеленый свет процессу передачи до того, как предвыборная лихорадка США отодвинет эти вопросы на второй план?
Возможно, ответы на эти вопросы мы сможем обсудить в следующей статье этой серии.
*Файл хинтов (hints) содержит адреса всех корневых серверов и необходим для изначального запуска процесса трансляции имен резолвером.
**Три года – такова стандартная продолжительность контракта с возможностью двухразового продления, растягивающей его до максимального срока в семь лет.