Европейский союз на пути к цифровому суверенитету? (продолжение)
Аннотация:
Настоящая статья продолжает рассмотрение концептуальных подходов Европейского союза («Евросоюз» или «ЕС») в части его стремления создать независимость и автономность европейской цифровой среды в контексте постановки и решения вопроса «европейского цифрового суверенитета» на уровне Евросоюза. Определение роли Евросоюза в поддержании своего «цифрового суверенитета» к 2030 году рассматривается в аспекте реализации ряда общеевропейских проектов, три из которых представлены в кратком изложении, а конкретно, «облачный суверенитет» (Cloud Sovereignty); европейская квантовая экосистема (European Quantum Ecosystem), основанная на передовых квантовых исследованиях; «Европейский Акт о чипах» (European Chip Act).
Настоящая статья продолжает рассмотрение концептуальных подходов Европейского союза в части его стремления создать независимость и автономность европейской цифровой среды в контексте постановки и решения вопроса «европейского цифрового суверенитета» на уровне Евросоюза (Digital Sovereignty for Europe / European Digital Sovereignty). Как отмечалось в предыдущей статье1, понятие «суверенитет» в его современной интерпретации обладает т.н. цифровым измерением, что диверсифицирует его традиционное толкование и включает в содержание этого понятия комплекс взаимосвязанных вопросов – технологических, институциональных, нормативно-правовых и прочее2. В этом смысле не удивительно, что «европейский цифровой суверенитет» рассматривается в его различных ипостасях. Значительное число разнородных документов Евросоюза (стратегических, политико-нормативных, правовых, технологических и т.д.), которые предметно затрагивают проблематику «цифрового суверенитета», достаточно вариативно оперируют родственными понятиями, содержащими слово «суверенитет». В одних случаях «цифровой суверенитет» оценивается в дискурсе его тождественности с «технологическим суверенитетом», в других – эти понятия рассматриваются как синонимичные, но требующие разграничения, поскольку «технологический суверенитет» трактуется как способность ЕС обеспечить свою цифровую функциональную автономность посредством продвижения независимых защитных прорывных механизмов (искусственный интеллект, инновационные облачные вычисления и блокчейн, квантовая индустрия и т.д.). В некоторых документах ЕС понятие «цифровой суверенитет» трактуется как более «широкое» по содержанию и охватывающее «технологический суверенитет», «облачный суверенитет» и т.д.3
Как представляется, в реалиях настоящего времени едва ли можно претендовать на достаточную определенность и однозначность толкования и понимания того, что содержит в себе понятие «европейский цифровой суверенитет», принимая во внимание терминологическую вариативность его интерпретации. Однако можно констатировать как минимум два важных обстоятельства. Во-первых, потребность обеспечения стратегической автономии в цифровой сфере на уровне Евросоюза учитывает объективность как значительного экономического, социального, конкурентного доминирования GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon)4, т.к. технологические ориентиры и приоритеты GAFA не всегда подчиняются европейским правилам и нормам, так и принимает во внимание все возрастающее технологическое присутствие Китая в Евросоюзе. Это присутствие расценивается как потенциальная угроза для поддержания и продвижения европейских ценностей, принципов и норм в таких областях, как защита данных, кибербезопасность, этическая разработка искусственного интеллекта и т.д. Логическим следствием является наличие в постоянной повестке Евросоюза вопросов о том, какую роль будет играть Европа в быстро меняющемся мире и что потребуется Европе, чтобы в 2030 году держать свою судьбу в своих руках; как Евросоюз может гарантировать, что Европа не превратится в среднюю державу, зажатую между США и Китаем5. Во-вторых, к концу 2023 года de facto определились некоторые итоги по ряду масштабных общеевропейских технологических, институциональных, законодательных программ и проектов, запуск которых был осуществлен в Евросоюзе после 2015 года – программа “Horizon 2020”; Европейская стратегия данных 20206; проекты, реализуемые в рамках 5G PPP (5G Infrastructure Public Private Partnership7); инициативы в рамках проекта «Искусственный интеллект и технологии блокчейна»8; разработка программ в рамках Европейского консорциума квантовой индустрии9 и т.д.
Исходя из суммы изложенных обстоятельств, Евросоюз в настоящее время зафиксировал проблемные зоны, требующие дополнительных инвестиционных мер и финансирования, а также проведение организационных мероприятий на уровне общеевропейских институциональных механизмов для достижения целей «цифрового суверенитета», который в логике его связи с «технологическим суверенитетом» контекстно затрагивает как минимум три аспекта, которые представляют интерес и рассматриваются в кратком изложении ниже, а именно: «облачный суверенитет» (Cloud Sovereignty); европейская квантовая экосистема (European Quantum Ecosystem), основанная на передовых квантовых исследованиях; «Европейский Акт о чипах» (European Chip Act), вступивший в силу в конце сентября 2023 года.
Облачный суверенитет по-разному воспринимается не только на уровне Евросоюза, но также на уровне различных стран-членов ЕС и даже различным образом оценивается отдельными организациями в рамках конкретной страны-члена ЕС. Несмотря на то, что в Евросоюзе не разработано некоего единого, общепринятого определения облачного суверенитета, считается, что его следует рассматривать как безопасный путь к устойчивости и адаптивности, помогающий организациям (публичного и частного сектора) добиться большего контроля и управления своими облачными активами и ресурсами; улучшить соответствие цифровым нормативным требованиям, уменьшая зависимость от поставщиков услуг; как способ повысить эксплуатационную автономность и оперативное реагирование на рабочие нагрузки в облаке в пределах конкретной юрисдикции; как средство комплексного использования преимуществ новых технологий10. Такое «громоздкое» понимание облачного суверенитета отнюдь не редкость для разноплановых документов и аналитических исследований в Евросоюзе.
В более обобщенном виде облачный суверенитет характеризуется следующими параметрами:
- сумма связанных с бизнесом политических и технологических аспектов защиты и безопасности данных;
- контроль и независимость от поставщиков коммуникаций, данных, инфраструктуры, операций и программного обеспечения;
- аккумуляция управления, стратегии и технического контроля для обеспечения автономности, гибкости, надежности и соответствия цифровым нормативным требованиям[11].
Суть облачного суверенитета представлена в разработке комплексного структурированного формата с охватом всего облачного стека и в четырех различных измерениях следующих доменов: операционный суверенитет; суверенитет данных; суверенитет программного обеспечения; инфраструктура и коммуникации12. Этот структурированный формат облачного суверенитета применим к организациям всех отраслей, независимо от их принадлежности к частному или публичному (государственному) сектору. Кроме того, использование этого структурированного формата пригодно для оценки возможностей любой организации в области облачного суверенитета.
Операционный суверенитет (Operational Sovereignty) | Операционный суверенитет сфокусирован на предоставлении организации контроля и прозрачностиопераций поставщиков. Это помогает предотвратить несанкционированный доступ к данным посредством мониторинга и контроля IT-услуг и базовых элементов конфигурации, необходимых для безопасного и эффективного предоставления и эксплуатации облачных услуг, а также согласования с политиками суверенитета. |
Суверенитет данных (Data Sovereignty) | Суверенитет данных — это способность организации сохранять контроль над своими данными, в том числе над тем, где и как они хранятся, как они защищаются и обрабатываются, а также кто имеет к ним доступ. Организации могут добиться полного суверенитета над данными только в том случае, если они являются собственниками данных (владеют данными). В иных случаях организации должны основываться на соглашенияхи контрактах с третьими лицами, которые ограничивают степень суверенитета, которым они могут обладать. |
Суверенитет программного обеспечения (SoftwareSovereignty) | Суверенитет программного обеспечения означает способность организации организовывать и эксплуатировать решения или ПО независимо от концепции развития продукции изготовителя. Это охватывает сохранение контроля над исходным кодом, процессами разработки и обновлениями программного обеспечения, а также возможность перехода от одного поставщика платформы к другому(т.е. переключение между поставщиками платформ). Такой открытый исходный код также обеспечивает возможность выполнения решений на разных платформах. |
Инфраструктураи коммуникации(Infrastructure and communications) | Инфраструктура и коммуникации являются техническими основами суверенитета для операций с данными, а уровни программного обеспечения – средством контроля над операциями с данными. Использование открытых стандартов для инфраструктуры и коммуникаций обеспечивает максимальную адаптивность и устойчивость для перехода от одного сценария суверенитета к другому. |
Облачные вычисления стали неотъемлемой частью современного цифрового ландшафта: по некоторым оценкам, к 2025 году 85% предприятий развитых стран будут использовать облачные вычисления в качестве своей основной инфраструктуры. В Евросоюзе не только на уровне общих институциональных органов ЕС, но и в странах-членах ЕС растет финансирование европейского рынка облачных вычислений и облачной среды (Cloud Environment), например, согласно одному из показателей, европейские общедоступные облачные сервисы планируют затраты в размере около 150 миллиардов долларов США на облачные вычисления к концу 2024 года13.
Следует при этом отметить, что в Евросоюзе облачный суверенитет рассматривается в некой релевантной дихотомии: обеспечение дальнейшего развития сугубо европейского облачного рынка и неизбежная технологическая связанность с глобальными участниками цифрового рынка (прежде всего с доминирующими компаниями США, а также с крупными неевропейскими технологическими компаниями) для развития партнерских отношений, учитывающих прерогативы безопасности Европы и европейские ценности. Рамки указанной дихотомии подвижны, и баланс во многом определяется доминированием так называемых гипермасштабных облаков (hyperscaler clouds)14. Провайдеры таких «гипермасштабных облаков», именуемые «гипермасштабными провайдерами» (Hyperscale providers), доминируют на рынке облачных вычислений и обладают обширной сетью центров обработки данных и широким спектром услуг. В число «гипермасштабных провайдеров» входит «большая тройка» американских компаний: Amazon Web Services (AWS)15, Microsoft Azure16 и Google Cloud Platform (GCP)17, – которые в совокупности контролируют примерно 65% облачного рынка в целом.
С учетом доминирования «гипермасштабных провайдеров» облачных вычислений Евросоюз использует несколько подходов поддержания облачного суверенитета. Один из подходов – достижение конкурентоспособности европейских облачных вычислений на международном уровне в рамках разработанной инициативы Gaia-X18, нацеленной на приоритетное развитие европейской облачной инфраструктуры и экосистем данных. Формально Gaia-X действует как некоммерческая ассоциация, в которой ее члены определяют архитектуру и правила, обеспечивают объединенную и безопасную инфраструктуру европейских данных, в которой пользователи сохраняют контроль над доступом к своим данным и их использованием. Это позволяет создавать связи между многими поставщиками облачных услуг в более широкой, прозрачной и справедливой экосистеме, чтобы стимулировать будущую европейскую экономику данных. Следующим подходом являются т.н. страновые инициативы, когда такие страны, как Франция и Германия, работают с национальными поставщиками облачных услуг. Пример Германии и Франции был положительно воспринят другими странами-членами ЕС, и это стимулировало развитие рынка облачных услуг и усилило контроль над данными в национальных юрисдикциях стран-членов ЕС. Еще одним подходом является содействие созданию региональных суверенных облаков (т.е. суверенного облачного пространства данных). В Германии и Испании в 2023 году размещены первые два суверенных региональных облака для Евросоюза, запуск которых осуществила и поддерживает компания Oracle Cloud Infrastructure (OCI)19.
Облачный суверенитет является одним из инновационных инструментов, посредством которого Евросоюз решает задачу обеспечения своего «технологического суверенитета», поскольку преимущества внедрения облачных технологий оцениваются в ЕС как возможность справиться с рисками безопасности европейских учреждений государственного сектора и потребностями защиты данных широкого круга заинтересованных сторон в масштабе Европы.
Европейская квантовая экосистема (European Quantum Ecosystem), основанная на передовых квантовых исследованиях20, объединяет de facto комплекс программ, которые реализуются институциональными структурами, созданными в Евросоюзе для развития коммерческого сектора квантовых технологий. Прежде всего необходимо отметить, что формальный импульс последовательной разработке Европейской квантовой экосистемы был дан в 2016 году, когда был принят «Квантовый манифест» (The Quantum Manifesto), сформулировавший общую стратегию для Европы в области квантовых технологий. Через два года (2018) вслед за Квантовым манифестом был создан Флагман квантовых технологий (Quantum Technologies Flagship)21, объединивший европейские исследовательские институты, промышленность и государственные организации ЕС для консолидации передового опыта в области квантовых технологий. Основные исследовательские проекты Флагмана квантовых технологий призваны реализовать четыре ключевых направления: квантовые вычисления, квантовое моделирование, квантовая связь, квантовое зондирование и метрология.
Примечательно, что Европейская комиссия («Еврокомиссия») изначально поддерживала Флагман квантовых технологий в рамках намеченной 10-летней программы финансирования его деятельности (2018–2027 гг.) из бюджета ЕС в размере 1 миллиарда евро, и не менее 500 миллионов евро на период с 2022 по 2027 гг. Принимая во внимание этот факт, Еврокомиссия осуществляет мониторинг инициатив, исследовательских проектов и программ Флагмана квантовых технологий. В 2023 году Еврокомиссия опубликовала промежуточный отчет о результатах и конкретных достижениях квантовых исследовательских проектов Флагмана квантовых технологий22. Некоторые ключевые достижения, представленные в отчете Еврокомиссии, включают:
- квантовые вычисления: два стартапа, предлагающие коммерческие решения для квантовых вычислений – AQT (Австрия) и PASQAL (Франция);
- квантовую связь: соединение двух квантовых процессоров через промежуточный узел и установление общей сцепленности между несколькими автономными квантовыми процессорами, образующими квантовую сеть, публикация дорожной карты Европейской инфраструктуры квантовой связи (European Quantum Communication Infrastructure, «Euro QCI»)23, развертывание тестовых стендов для распределения квантовых ключей (quantum key distribution, QKD);
- квантовое моделирование: впервые в мире достигнуто практическое квантовое преимущество в некоторых научных задачах, связанных с изучением новых материалов и фаз материи; два 100-кубитных аналоговых квантовых симулятора устанавливаются в суперкомпьютерных центрах и центрах обработки данных в рамках научно-исследовательского центра Forschungszentrum Jülich (Германия)24 и исследовательской инфраструктуры Grand Equipment National de Calcul Intensif, GENCI (Франция)25, что является первым шагом в развертывании общеевропейской гибридной инфраструктуры высокопроизводительных вычислений и квантового моделирования;
- квантовое зондирование: разработка одних из самых совершенных в мире квантовых сенсоров с использованием сверхчистых алмазов;
- фундаментальная квантовая наука: достижение значительного прогресса в разработке нескольких альтернативных вычислительных платформ, включая квантовые вычисления на основе фотоники.
Нацеленность Евросоюза на совершенствование платформ квантовых вычислений и моделирования практического квантового преимущества объясняет расширение институциональных структур для обеспечения широкого взаимодействия и сотрудничества на уровне ЕС по реализации программ и проектов Флагмана квантовых технологий. Об этом свидетельствует, в частности, создание в 2021 году двух организаций: Европейского совместного предприятия по высокопроизводительным вычислениям (European High Performance Computing Joint Undertaking, «EuroHPC JU»)26 и некоммерческого Европейского консорциума квантовой индустрии (European Quantum Industry Consortium, «QuIC»)27. С точки зрения Евросоюза, развитию коммерческого сектора квантовых технологий, созданию сильной и динамичной европейской квантовой экосистемы будет способствовать совместное деятельное сотрудничество названных организаций с Европейской инфраструктурой квантовой связи (Euro QCI), а также иными инициативами, объединяющими по всей Европе предприятия малого и среднего бизнеса, крупные корпорации, инвесторов, исследовательские и технологические организации, академические институты.
«Европейский Акт о чипах» – так кратко именуется Регламент (ЕС) 2023/1781 Европейского парламента и Совета от 13 сентября 2023, устанавливающий параметры мер по укреплению европейской полупроводниковой экосистемы и изменяющий Регламент (ЕС) 2021/694 («Акт о чипах»)28. Акт о чипах вступил в силу в сентябре 2023 года, а сфера его действия распространяется также на страны, не входящие в ЕС, но являющиеся членами Европейской экономической зоны. Принятие Акта о чипах в форме регламента, т.е. законодательного акта вторичного права ЕС, ставит этот юридический акт на самое высокое место в иерархии источников вторичного права ЕС. Регламент обладает тремя юридическими свойствами, отличающими его от других актов: он содержит нормы права, носит обязательный характер, обладает в государствах-членах силой закона и имеет прямое действие на всей территории Евросоюза. Едва ли будет преувеличением отметить, что Акт о чипах, с одной стороны, принят как некий «противовес» растущему технологическому присутствию Китая в Евросоюзе (о чем говорилось в начале настоящей статьи), с другой стороны, призван обеспечить безопасность цепочек поставок в области полупроводниковых технологий и приложений в Евросоюзе, а также удвоить текущую долю ЕС на мировом рынке полупроводниковых технологий – до 20% к 2030 году.
Полупроводники (или чипы) являются существенной основой цифрового рынка и, следовательно, определяют возможности продвижения «цифрового суверенитета». Рынок полупроводников достаточно «узок», а производство полупроводников (чипов) зависит от сложных и глобальных цепочек поставок, стабильность которых в современных условиях весьма уязвима. Акт о чипах направлен на укрепление всей стоимостной цепочки создания чипов в ЕС с учетом существующего глобального дефицита чипов и своеобразной «гонки субсидирования производства чипов» в ключевых региональных центрах. Акт о чипах, в его самом обобщенном изложении, основывается на трехкомпонентной структуре:
- поддержка крупномасштабного наращивания технологического потенциала и инноваций в экосистеме чипов ЕС;
- повышение безопасности поставок полупроводников в Евросоюзе;
- создание механизма мониторинга и реагирования на возможные кризисные ситуации.
Для реализации Акта о чипах и при возникновении кризисных ситуаций при поставках чипов Еврокомиссия наделяется широкими полномочиями, которые предусматривают применение трех типов чрезвычайных мер, а именно: запрашивать у организаций и компаний соответствующую информацию; предписывать организациям и компаниям определять приоритетность заказов на кризисную продукцию; осуществлять совместные закупки от имени государств-членов. Кроме того, Еврокомиссии в практическом плане предоставлено право налагать административные меры если организации и компании не соблюдают императивные предписания; к примеру, такие административные меры включают наложение разовых и периодических штрафных санкций в размере до 300 тысяч евро в зависимости от характера нарушения29.
Ответы на вопросы, сформулированные в начале настоящей статьи и связанные с определением роли Евросоюза в поддержании своего «цифрового суверенитета» к 2030 году, в том числе, следует увязывать с реализацией тех проектов, которые были в кратком изложении представлены в предыдущей и настоящей статьях.
Список литературы:
1. «Интернет изнутри» № 19 (ноябрь 2023). С. 41-44
2. Madiega Т. Towards a more resilient EU. Digital sovereignty for Europe. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/651992/EPRS_BRI(2020)651992_EN.pdf
3. См., например, Digital Sovereignty Steps Towards a New System of Internet Governance. URL: https://www.fondapol.org/en/study/digital-sovereignty-steps-towards-a-new-system-of-internet-governance
4. GAFA (иногда – GAFAM). URL: https://www.techtarget.com/whatis/definition/GAFA
5. См. например, European Strategy and Policy Analysis System (ESPAS). Global Trends to 2030. Challenges and Choices for Europe. URL: https://espas.secure.europarl.europa.eu/orbis/system/files/generated/document/en/ESPAS_Report2019_V14.pdf
6. 2020 European data strategy. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/api/files/attachment/862109/European_data_strategy_en.pdf.pdf
7. 5G Infrastructure Public Private Partnership. URL:https://5g-ppp.eu
8. Artificial Intelligence, Blockchain and Future of Europe. URL: https://www.eib.org/en/publications/online/all/ai-blockchain-and-future-of-europe-report$ The Artificial Intelligence and Blockchain Technologies initiative. URL: https://www.eif.org/what_we_do/equity/efsi/index.htm
9. The European Quantum Industry Consortium (QuIC). URL: https://qt.eu/ecosystem/industry/quic
10. Cloud sovereignty – Driving resilience and adaptability through cloud sovereignty. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/fr/Documents/cloud/deloitte_article_souverainete_cloud.pdf
11. Barroca J.G., Buxo А., Bruno Batista B.S. Cloud sovereignty: Three imperatives for the European public sector. URL: https://www2.deloitte.com/xe/en/insights/technology-management/cloud-sovereignty-three-imperatives-for-the-european-public-sector.html
12. См. подробнее, например, The cloud Sovereignty framework – four distinct dimensions. URL: https://www2.deloitte.com/xe/en/insights/technology-management/cloud-sovereignty-three-imperatives-for-the-european-public-sector.html
13. IDC, European cloud. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prEUR250293723
14. Используется и иное название – «гиперскейлерные облака», «гиперскейлерные поставщики»
15. Amazon Web Services https://aws.amazon.com/ru/contact-us/?nc2=h_header
16. Microsoft Azure https://azure.microsoft.com/ru-ru
17. Google Cloud Platform https://cloud.google.com/contact/?_gl=1*wszhg2*_up*MQ..&gclid=CjwKCAiAuYuvBhApEiwAzq_YiWU4fi22J0XiG1dlCMKCbVzgkwWfADN2b76VdSPJATusXESdlwA3fhoC-H4QAvD_BwE&gclsrc=aw.ds
18. Janosch Delcker and Melissa Heikkila, Germany, France launch Gaia-X platform in bid for ‘tech sovereignty,’ https://gaia-x.eu/event/gaia-x-2023-summit
19. Oracle Cloud Infrastructure’s (OCI). URL: https://www.oracle.com/cloud/gartner-mq-strategic-cloud-platform-services-leader. См. также Scott Twaddle, Introducing Oracle’s sovereign cloud regions for the European Union. URL: https://blogs.oracle.com/cloud-infrastructure/post/introducing-oracles-sovereign-cloud-regions-for-the-european-union
20. Формирование цифрового будущего Европы. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/quantum
21. Quantum Technologies Flagship. URL: https://qt.eu/about-quantum-flagship
22. Quantum Tech Flagship Report. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/news/quantum-tech-flagship-ramp-phase-report
23. European Quantum Communication Infrastructure (EuroQCI) Initiative. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/european-quantum-communication-infrastructure-euroqci
24. Forschungszentrum Jülich. URL: https://www.fagsi.com/de/produktlinien/fagsi-procomfort/forschungszentrum-juelich/?gad_source=1&gclid=CjwKCAiAuYuvBhApEiwAzq_Yidmk3QjSKDYuhyzDnde7DJG0OJ_78hTraiM3lDRBuI5GR0k1vBTGGxoCIvQQAvD_BwE
25. Grand Equipment National de Calcul Intensif. URL: https://genci.fr/en/learn-about-genci/about-us
26. Council Regulation (EU) 2021/1173 of 13 July 2021 on establishing the European High Performance Computing Joint Undertaking and repealing Regulation (EU) 2018/1488. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32021R1173
27. The European Quantum Industry Consortium (QuIC). URL: https://qt.eu/ecosystem/industry/quic
28. Regulation (EU) 2023/1781 of the European Parliament and of the Council of 13 September 2023 establishing a framework of measures for strengthening Europe’s semiconductor ecosystem and amending Regulation (EU) 2021/694 (Chips Act) (Text with EEA relevance). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2023.229.01.0001.01.ENG
29. Анализ содержания Акта о чипах, см., например, URL: https://insightplus.bakermckenzie.com/bm/international-commercial-trade/international-the-european-union-chips-act-redrawing-the-european-union-semiconductor-industrys-map-with-new-opportunities-and-risks-for-nordic-companies