Интернет-наука и образование №18, июнь 2023

«Internet Science» – наука и образование. Сетевой ракурс.

Фото аватара
Марат Биктимиров

Аннотация
Дорогие читатели! В нашем журнале открывается новая рубрика: «Интернет-наука и образование». Само название рубрики «говорящее», но, поскольку мы предполагаем публиковать под ней не только научные статьи и обзоры, а также материалы, связанные с подготовкой профессиональных кадров для интернет-отрасли, в которой мы сами работаем, то предлагаем посмотреть на интернет-науку с позиций сетевого сообщества.

Как можно было бы охарактеризовать интернет-науку? В мире считается, что это междисциплинарная наука, которая исследует все аспекты развития Интернета: от телекоммуникационного до социального. Она оперирует широким спектром дисциплин, которые в свою очередь относятся ко многим естественным и точным наукам, ряду социо-гуманитарных наук и некоторым видам прикладных наук. Современное прочтение понятия науки об Интернете обозначает её местоположение на пересечении так называемых сетевой и веб-науки с социальной наукой. [1]

Рис. 1. Место Internet Science среди других наук.

Но, как всегда, всё зависит от ракурса. В системном анализе это объясняется выбором точки зрения на рассматриваемую систему. В нашем случае можно выбрать, например, точку зрения инженера или гуманитария. И каждый взгляд на интернет-науку будет разным.
Дело всё в том, что ещё с десяток лет назад никто не думал, что развитие Интернета — это, помимо революционных технологических и инфраструктурных инноваций, ещё и мощный двигатель индустрии масс-медиа.
В классическом понимании Интернет (Interconnected Network) – это сеть сетей, сетевая инфраструктура. Она объединяет огромное количество компьютеров по всему миру, формируя сеть, в которой любой компьютер или девайс может «общаться» с любым другим себе подобным, пока оба они к ней подключены. Это так называемый физический уровень сети, то есть программно-аппаратное обеспечение, состоящее из компьютеров, всевозможных пользовательских устройств, кабелей, разного телекоммуникационного «железа» и ПО.

Рис. 2. Физический уровень сети.

С другой стороны, под Интернетом теперь часто понимается его информационное содержание. Конечно, прежде всего имеется в виду World Wide Web, который, между прочим, изначально был всего лишь одной из идей о том, каким может быть будущий Интернет. На самом деле разница между Интернетом и WWW достаточно большая, хотя их часто считают синонимами. Строго говоря, всемирная паутина или просто web, возникший в 1990 году, — это клиент-серверная система представления информации в гипертекстовой форме, которая используется для распространения данных, содержащих ссылки на другие данные, а те — на другие данные и так далее. Короче говоря, это способ получения и поиска информации посредством сети Интернет.
Надо признать, что сейчас нам приходится иметь дело с Интернетом, который всё больше становится похож на медиа. Напомним, что под медиа часто понимают любое средство коммуникации, используемое для передачи информации. Такими средствами могут быть как устная или письменная речь, печатный текст и иллюстрации, так и технические средства, такие как радио, телевидение, аудиозапись или видеофильмы. Очевидно, что в такой интерпретации Интернет тоже к ним относится. Канадский философ и теоретик медиа Герберт Маршалл Маклюэн отметил, что любое средство передачи информации — уже послание, указывая на то, что сам вид коммуникации сильно влияет на значение передаваемого сообщения. [2]
Поэтому, говоря об интернет-науке, стоит учитывать обе эти области знаний – и инфраструктурную, и медийную.

Рис. 3. Инфраструктурная и медийная стороны IS.

Но вернёмся к изначальному определению Интернета как сети сетей, то есть сетевой инфраструктуры. Её непрерывное функционирование обусловлено огромным множеством технологий, механизмов, правил и стандартов, подавляющее большинство из которых не только обычным пользователям, но и профессионалам от медиа-составляющей Интернета практически не известно. А в этом «королевстве» происходят события, порой определяющие самые критические точки бифуркации развития Интернета.
Не лишне будет напомнить, что вся история создания и развития Интернета – это прежде всего череда научных исследований и прикладных разработок, в которой главную роль сыграли учёные и специалисты, сформировавшие архитектуру сети и её современный физический облик.
Сегодня эта фундаментальная сторона Интернета как-то отошла на задний план, уступив авансцену поражающим воображение Web 3.0, AI, BCI, VR, IoT, GPT… Однако все эти революционные прорывы невозможны без эволюционирующей сетевой инфраструктуры, адекватно отвечающей всё новым и новым технологическим запросам. Перед Интернетом нового поколения стоят задачи повышения производительности, надёжности и энергоэффективности сети, безопасности и конфиденциальности циркулирующей в ней информации. А это в свою очередь означает проведение новых исследований и разработок, подготовку новой генерации специалистов: сетевых архитекторов, инженеров, управленцев и аналитиков.
Мы вступили в эпоху бурного развития и не очень предсказуемого будущего Интернета. Среди наиболее важных сетевых технологических вызовов в ближайшем будущем станут те, которые связаны с управлением и обслуживанием, совершенствованием архитектуры и подключением новых интерактивных интеллектуальных коммуникационных систем, глубокими аналитическими исследованиями, в том числе в части проблем передачи информации, интернет-безопасности и, не в последнюю очередь, специализированным профессиональным образованием.
Между тем, специализация в области интернет-науки сегодня является одной из очень немногих – и буквально единично встречающихся образовательных программ лишь в некоторых, преимущественно зарубежных, университетах. Однако именно благодаря этой специализации выпускники присоединяются к немногочисленной элитной группе уникальных специалистов, востребованных в ведущих инновационных компаниях интернет-индустрии.
Так, например, в нидерландском Университете Твенте специализация в области интернет-науки и технологий (Master of Internet Science & Technology), являющаяся одной из немногих специализированных программ в области коммуникационных систем и считающаяся одной из лучших в мире, особый акцент делает на исследованиях и подготовке специалистов в области управления Интернетом и интернет-безопасности. Кроме того, у студентов также есть возможность вплотную заняться изучением социальных процессов в Интернете .
А магистерская программа канадского Университета Альберты с профилем подготовки, ориентированным на техническую инфраструктуру Интернета (MINT – Master of Internetworking), готовит студентов к карьере сетевого инженера. Эта двухлетняя программа, курируемая действующими лидерами интернет-отрасли, является межфакультетской и совместно реализуется инженерными и естественнонаучными кафедрами университета. Характерно и то, что она была разработана с учетом наиболее актуальных потребностей работающих профессионалов. Программа предусматривает обучение современным техническим знаниям, передовым навыкам решения проблем и отраслевому опыту, необходимым при разработке архитектур для сложных сетевых реализаций, а также для руководства командами крупномасштабных интернет-проектов .
Как уже видно, подобные образовательные программы, как правило, хорошо сочетают теорию, исследования и практическую работу, позволяющие расширить знания об инфраструктуре Интернета, сетях и телекоммуникациях, мобильных технологиях и Интернете вещей. Подробно изучаются аспекты политики управления и правовое регулирование, а также социальные и культурные аспекты использования Интернета. Полученные знания могут быть применены в целом ряде инфраструктурных отраслей и интернет-систем, таких как связь, интернет-провайдинг, социальные сети, государственные услуги и безопасность, а также в бизнес-консалтинге.

Рис. 4. Разнообразные аспекты использования Интернета.

Фонд развития сетевых технологий «ИнДата» систематически проводит макроскопические исследования российской интернет-инфраструктуры и осуществляет мониторинг связности сетевых ресурсов [*]. Это помогает операторам связи, провайдерам облачных сервисов и другим владельцам сетей принимать правильные решения о том, как организовать связность с другими сетями. Общаясь с коллегами и партнёрами, сотрудники нашего фонда обратили внимание на складывающийся в последнее время дефицит притока молодых специалистов, целевым образом подготовленных и хорошо разбирающихся в технических аспектах и особенностях устройства Интернета.
Экспресс-анализ показал, что в вузах нашей страны нет специализированных образовательных программ по этому направлению, аналогичных упомянутым зарубежным. То есть, конечно, имеются отдельные дисциплины в существующих образовательных программах по направлениям подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика и информатика», «Информационные системы и технологии», «Информационная безопасность», «Бизнес-информатика» и других, в той или иной степени освещающие вопросы, связанные с технологиями Интернета. Но традиционно это вписывается в контекст общего устройства телекоммуникационных сетей.
Возможно, наши вузы не имеют соответствующих дидактических материалов по технологиям и управлению Интернетом. У профессионалов на слуху две книги, изданные на русском языке. Это монографии Йована Курбалийи «Управление Интернетом» и Андрея Робачевского «Интернет изнутри: Экосистема глобальной сети». Если первая рассматривает технические, правовые, экономические и социокультурные аспекты управления Интернетом, а также связанные с Интернетом проблемы развития, то вторая – прежде всего рассчитана на техническую аудиторию и фокусируется на архитектуре и принципах работы Всемирной сети. Книга Андрея Робачевского уже пережила два издания (готовится третье) и стала настольной для многих отечественных специалистов. В ней обсуждается архитектурная эволюция Интернета в целом, а также связанные с ней вопросы внедрения новых протоколов и технологий. Её вполне можно считать «хрестоматией современного Интернета» и при желании использовать в качестве учебного пособия. [3] Надо также отметить, что обучение по программам, основанным на представленных в книге Йована Курбалийи текстах и подходах, прошли сотни специалистов по компьютерным технологиям, исследователей, активистов неправительственных организаций и дипломатов. Каждый раз материалы книги обновлялись и совершенствовались, что сделало её особенно полезной в качестве учебного материала для курсов начального уровня по управлению Интернетом. [4]
Между тем, с сентября 2022 года в России стартовал проект «Цифровые кафедры», который реализуется на базе 115 университетов – участников и кандидатов на участие в программе «Приоритет 2030». Всего на базе «цифровых кафедр» организуется обучение по 300 образовательным программам. Это и разработка цифровых продуктов, веб-приложений, и администрирование отечественных операционных систем, и многое другое [*] .
Так, к примеру, образовательные программы цифровой кафедры в Российском технологическом университете МИРЭА по словам его представителя «реализуются по таким направлениям, как Интернет вещей, средства программной разработки, программирование и создание IT-продуктов, системное администрирование, разработка мобильных приложений, управление на основе данных, создание алгоритмов и программ, пригодных для практического применения». А в Северо-Кавказском федеральном университете студенты будут осваивать такие области, как «Большие данные», «Интернет вещей», «Искусственный интеллект», «Кибербезопасность и защита данных», «Новые и портативные источники энергии», «Программирование и создание ИТ-продуктов», «Промышленный дизайн и 3D-моделирование», «Цифровой дизайн», а также «Цифровой маркетинг и медиа».
Однако, как уже было сказано, соответствующего специфического образовательного профиля, системно готовящего «специалистов по Интернету», увы, не нашлось в новых цифровых кафедрах ни в одном из университетов страны. Не обнаружилось и факультативных курсов или дополнительных дисциплин по выбору, посвящённых внутреннему устройству и управлению Интернетом. Быть может, мы плохо искали?
Основной смысл своей миссии мы видим в развитии коммуникаций в профессиональном и академическом сообществе, направленных на распространение знаний и внедрение лучших практик в области управления Интернетом. Поэтому, озаботившись этими интересами интернет-сообщества, фонд принял решение соразмерно своим возможностям попытаться хоть немного нивелировать этот пробел и на сегодняшний день заключил соглашения о сотрудничестве с тремя университетами (МИЭМ НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и НГУ), предусматривающие участие как в традиционной образовательной траектории, так и в проектной деятельности студентов и аспирантов факультетов, близких по профилю подготовки к специфике деятельности самого фонда.
Сегодня наше сотрудничество с этими университетами успешно развивается. И если вместе с МИЭМ реализуются студенческие проекты, то с Бауманским и Новосибирским университетами совместная работа нацелена на классическую схему выполнения студентами тематических курсовых и дипломных работ. К слову сказать, некоторые наши особо активные студенты проходят сертификацию в региональной интернет-регистратуре RIPE NCC, участвуют в студенческих конференциях и профессиональных форумах и уже делают попытки написания научных статей, причём на вполне высоком уровне . Полагаем, что лучшие студенческие отчёты и статьи мы будем регулярно публиковать в нашем журнале.

Рис. 5

Фонд, конечно, не претендует на кузницу молодых профессионалов для российского сегмента Интернета, но постепенно набирает методологический и наставнический опыт, который, надеемся, будет востребован нашими университетами при подготовке кадров высшей квалификации для интернет-отрасли.

Литература
1. Tiropanis, Thanassis, Hall, Wendy, Crowcroft, Jon, Contractor, Noshir and Tassiulas, Leandros (2015) Network Science, Web Science, and Internet Science. Communications of the ACM, 58 (8), 76-82. (doi:10.1145/2699416)
2. McLuhan, Marshall. Understanding Media. The extensions of man. McGraw-Hill, 1964.
3. Робачевский А. Интернет изнутри: Экосистема глобальной сети / Андрей Робачевский. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 223 с.
4. Курбалийя Й. Управление Интернетом / Й. Курбалийя; Координационный центр национального домена сети Интернет. – М., 2010. – 208 с.